Тревожность детей дошкольного возраста (признаки, методы, советы родителям).
Тревожность детей дошкольного возраста (признаки возникновения, методы диагностики, советы родителям).
Тревожность одна из индивидуальных психологических особенностей личности, которая проявляется в повышенной склонности к опасениям, беспокойству, переживаниям и имеющая негативную эмоциональную окраску. Высокая тревожность может служить основой появления трудностей в обучении и во взаимоотношениях с окружающими т. к. она создаёт эмоциональный дискомфорт в общении и препятствует установлению и поддержанию контакта, снижает продуктивность познавательной деятельности.
Тревога может проявляться у детей ситуативно (например, если ребенку предстоит важный поход к врачу, или дальняя поездка). Как правило, тревога связана с будущим, которое еще не известно ребенку. Но если ребенок тревожится очень часто, если его тревога становится устойчивым состоянием, то можно говорить о возможности формирования у него тревожного характера. Ребенок склонный к тревожности, находится в подавленном настроении, у него плохо налажены контакты с внешним миром, который его пугает. Со временем это приводит к заниженной самооценке и пессимизму.
Признаки повышенной тревожности у детей
Суетливость; двигательное беспокойство; часто повторяющиеся движения (сосание пальцев, дерганье ногой, обгрызание ногтей или кожи вокруг ногтей, кручение волос, частые моргания и т.д.); скованность движений; трудности со сном; боязнь любых, даже незначительных перемен; сильное беспокойство перед началом нового задания, работы; неуверенность в себе, отказ от новой деятельности; серьезность выражения лица (глаза опущены, избегает лишних движений, не шумит, предпочитает не выделяться); заниженная самооценка; частые страхи, тревога и беспокойство, возникающие в безопасной ситуации; также тревожных детей видно и в рисунках (движения быстрые, сильный нажим на карандаш, штриховка, особое внимание к мелким деталям) и многое другое.
Все эти признаки тревожности ребенок проявляет, если:
— Ребенок очень чувствителен и впечатлителен;— Неуверен в себе, и все время живет в ожидании негативных событий и последствий;
— Такие дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (часто они грызут ногти, выдергивают волосы, и т. д.). Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивают;
— У детей серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле сидят аккуратно, стараются не делать лишних движений, не шуметь, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих;
— В семье происходят значимые перемены (рождение второго, третьего и т.д. ребенка, смерть одного из родителей, развод или наоборот брак. );
— В семье принят непоследовательный тип воспитания. Нет четких представлений о том, в каких случаях наказывать детей, в каких нет. )
— Нет разумного распорядка дня, традиций, ритуалов.
— Ребенок из неблагополучной семьи (приемный, усыновленный, родители алкоголики или наркоманы. );
— Вы сами даете ребенку множество тревожных посылов: Ты плохой. У тебя не получиться. У тебя все и всегда неправильно. В этих случаях ребенок не будет уверен, что справиться даже с легким заданием;
— Ребенок уже пережил психологическую травму или травмирующее событие, с которым его психика не может справиться самостоятельно;
— Вы настолько привязали ребенка к себе, что без вас он теряется и даже если хочет справиться с каким-либо простым заданием, он не может, ему болезненно нужна ваша поддержка или одобрение.
Некоторые методики и тесты по определению тревожности:
1. Методика диагностики самооценки Лесенка (С.Г. Якобсон, В.Г. Щур).
2. Тест Страхи в домиках (А.И. Захаров и М.Панфилова), на выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества . )
3. Методика Выбери нужное лицо , направлена на изучение эмоционального отношения и тревожности в социальных ситуациях (Тэммл Р., Дорки М., Амен В., адаптация Немов Р.С.).
4. Проективные методики:
1. Подбор специальных индивидуальных и групповых коррекционных программ с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
2. Наибольшим эффектом в работе с тревожными детьми обладают игры. Игры — драматизации и сюжетные игры, по специально выбранным в целях снятия тревожности сюжетом.
3. Совместная деятельность Родитель — Ребенок.
4. Обратная связь педагога родителю (трудности, неудачи, успехи, домашнее задание).
5. Групповая работа с детьми с условно одинаковыми проблемами (дети смогут учиться на ошибках и неудачах, преодолевать трудности вместе. )
— Всегда поддерживайте словом и делом своего ребенка чем бы он не занимался, какую бы деятельность не выполнял (ребенок должен чувствовать, и постоянно убеждаться в том, что вы его любите и будите любить не зависимо от его достижений);
— В постоянно меняющемся и развивающемся внутреннем мире ребенка важна стабильность (будьте уверены в себе, устойчивы в своей семейной системе, последовательны в воспитании);
— Если перемены в семье неизбежны, поговорите с ребенком об этих изменениях, подготовьте его, принимая во внимание его чувства. Отсутствие информации — источник тревоги;
— Обсуждайте с ребенком предстоящий день: планы, дела, поездки. ;
— Давайте ребенку положительные послания относительно его возможностей справляться с чем-то, что ему предстоит пережить или сделать. Не критикуйте, а направляйте, как нужно поступить правильно. Это поможет ребенку заниматься новыми видами деятельности без тревоги и страха за неудачу;
— Формируйте у ребенка адекватную самооценку (не сравнивайте его с другими детьми, все дети разные и особенные);
— Побольше гуляйте с вашим малышом, играйте вместе с ним, полезны игры с камушками, песком, природным материалом. );
— Не заставляйте делать то, что вызывает у ребенка тревогу, подождите пока он сам не захочет проявить себя, имейте терпение;
— И просто любите своих детей такими, какие они есть, ведь дети это самое огромное счаcтье, которое у нас есть.
Уважаемые читатели! Присылайте свои предложения, пожелания, замечания.