Современные методы воспитания строятся на принципах заботы о ребёнке, его потребностях, личных интересах. Совсем иначе растили малышей в старину. Тогда было принято подчиняться воле родителей, действовали патриархальные убеждения. Отдельного внимания заслуживает воспитание в СССР. Педагогику прошлого столетия можно рассматривать по-разному, однако нельзя отрицать факт, что она серьёзно повлияла на формирование нынешнего общества.
Из всех методов воспитания периода СССР, пожалуй, самым значимым является система, созданная А. С. Макаренко. С самого начала её применения (двадцатые годы прошлого века) стало ясно – это революционное открытие в педагогике. Позже ЮНЕСКО выделит Макаренко и ещё 3 специалистов, как самых влиятельных учёных в области педагогического воспитания ХХ столетия.
Особенности советской педагогики – это гуманизм и научный подход. Принципы методики Макаренко:
- комплексное, гармоничное развитие, направленное на воспитание интеллекта и творческих способностей, культуры, физическое развитие;
- социальная принадлежность, ответственность перед обществом;
- трудовое воспитание.
Несмотря на то, что огромное значение в воспитательном процессе отводилось семье, всё же ребёнок воспитывался в первую очередь как социальная единица, принадлежащая обществу и коллективу.
Педагогическая система Макаренко оказалась очень результативной, многие её положения по-прежнему являются образцом правильного воспитания.
Как воспитывали детей в СССР? Начиная с пелёнок, в детском саду, школе, летнем лагере – везде и всюду государство активно занималось подготовкой достойной, патриотичной смены. Поэтому советское детство было насыщенным и интересным.
Если в наше время родители самостоятельно решают, как правильно кормить, учить, любить своих малышей, то в Советском Союзе условия диктовало коммунистическое общество. Популяризация равенства, единой идеи, общности интересов были определяющими факторами личностного развития маленьких членов социума.
Как росли и воспитывались советские дети? В соответствии с навязанными шаблонами, распространяющимися на выбор одежды, правила поведения и даже образ мышления. Общественное порицание было нормой, так как человек отвечал за свои поступки, прежде всего, перед коллективом.
В каждом действии прослеживался патриотичный подтекст, в каждом кабинете висел портрет В. И. Ленина, верховного идейного учителя, как символ той эпохи, того строя.
Воспитательные методы СССР преследовали самые высокие цели:
- привитие детям общих человеческих ценностей (доброта, честность, уважительное отношение к старшим, забота о слабых, справедливость);
- правильное отношение к дружбе, взаимопомощи;
- любовь к Родине;
- приучение к труду, самостоятельности (помощь родителям, способность позаботиться о себе и членах семьи, общественно-полезный труд);
- воспитание культурных, образованных, интеллектуально развитых представителей общества (каждый ученик стремился хорошо учиться, кроме школьных занятий посещал разные развивающие кружки, занимался спортом, наукой, много читал);
- ориентация на семейные ценности (семья – ячейка общества).
Как воспитывались советские дети по отношению к материальным благам? Их учили быть скромными, непритязательными в еде, одежде, быту.
Сложно себе представить, каким образом методы воспитания СССР могут перекликаться с современными направлениями педагогики. Но стоит вспомнить старые добрые советские мультфильмы, сказки, кино, которые вдохновляли на подвиги, пробуждали в малышах самые лучшие качества. Они были бы очень полезны для нынешнего продвинутого, но безразличного поколения.