Разместил: AlathAtorma Дата: 2009-06-08 19:34
Комментарии: (0) Рейтинг:
Тревожность входит в симптомокомплеск застенчивости. По мнению Е.К.Лютовой и Г.Б.Мониной, тревожность развивается у детей тогда, когда у них имеется внутренний конфликт, провоцируемый завышенными требованиями взрослых, их желанием поставить ребенка в зависимое от себя положение, отсутствие единой системы требований, наличием тревожности у самих взрослых. Механизм тревожности заключается в том, что ребенок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждет ничего хорошо от окружающих.
Что значит «тревожный ребенок»? Периодически страхи и беспокойства испытывают все дети — так что, все дети — «тревожные»? На самом деле далеко не каждый ребенок сталкивается в своей жизни со страхом, который он не в состоянии преодолеть. И не важно, чем вызван этот страх — темнотой в спальне, необходимостью разлучаться на целый день с матерью или пребыванием в новом и неблагожелательном детском коллективе. С множеством подобных ситуаций большинство детей справляется самостоятельно и достаточно легко. Но бывает момент, когда обязательно нужна помощь самых близких и любящих людей — родителей.
• ко всему относится слишком серьезно.
• ребенок начинает грызть ногти
• качаться на стуле
• барабанить пальцами по столу
• крутить в руках разные предметы и т.д.
Единичные проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название тревожность . Среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина и прочие.
Одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников является нарушение детско-родительских отношений.
1. Негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение.
2. Неадекватными, чаще всего завышенными требованиями.
3. Противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители и/или школа.
1. Тревога из-за потенциального физического вреда. Ребята боятся собак, машин, детей, которые старше их, поскольку воспринимают их как вероятный источник опасности, боли и физического дискомфорта.
2. Тревога из-за потери любви. Дети болезненно переживают
неуспехи во многом потому, что боятся лишиться
родительской любви и поддержки, особенно если в семье
авторитарные методы воспитания.
3. Тревога вследствие чувства вины.
Чувство оказывает отрицательное влияние на развитие личности
поскольку в своем сознании ребенок часто не разделяет себя и свой поступок или ошибку и склонен оценивать в целом.
4.Тревога из-за неспособности овладеть ситуацией. Новые, меняющиеся условия, предъявляющие к ребенку различные требования, могут вызвать у него субъективное ощущение невозможности что-то сделать.
5. Тревога в состоянии фрустрации. Фрустрация определяется как переживание, возникающее при наличии препятствия: к достижению желаемой цели или удовлетворению сильной потребности. Жесткие рамки и ограничения, которые применя взрослые в ходе обучения и воспитания, запреты и условия мо¬гут спровоцировать рост тревожности у тех детей, которые ока¬зываются особенно уязвимыми в ситуации фрустрации (у детей с неадекватно завышенной самооценкой, испытывающих дефи¬цит родительской любви и внимания).
Как избавиться от тревоги?
Работа по повышению самооценки является одной из важнейших составляющих коррекционной работы с тревожными и неуверенными в себе детьми.
Придерживайтесь следующих правил при воспитании вашего ребенка: