![]()
![]()
160; 160; 160; 160; 160;Телесные наказания запрещены и в школах, и дома 160; 160; 160; 160; 160;Телесные наказания запрещены в школах 160; 160; 160; 160; 160;Телесные наказания не запрещены
![]()
Теле́сное наказа́ние в семье́, также родительское телесное наказание 160;— телесное наказание ребёнка родителем, другим родственником или опекуном, осуществляемое обычно посредством шлёпания, пощёчин, либо порки ремнём, паддлом, [en] , [en] .
Во многих культурах считалось, что на родителях лежит обязанность наказывать детей, телесные наказания считались приемлемыми. Однако ситуация изменилась в 1950—1960-х годах после выхода книги педиатра Бенджамина Спока [en] в 1946 году, которая призывала относиться к детям как к личностям, в противовес господствовавшей тогда точке зрения о том, что детей не следует баловать: к примеру, до него не рекомендовалось укачивать детей, которые плачут. Изменения начатые им, впоследствии стали поддерживаться во всём мире. С 1979 по 2010 год 29 стран запретили телесные наказания детей [1] , из них в Европе 22. Во многих странах, где подобного запрета нет, данная практика вызывает множество споров.
В Африке, на Ближнем Востоке и во многих странах Восточной Азии (включая Китай, Тайвань, Японию и Корею) наказание детей легально. В Сингапуре и Гонконге, несмотря на отсутствие законодательного запрета, не поощряется [2] . Исторически в перечисленных регионах люди считали некоторое количество телесных наказаний необходимым, поэтому данная практика в общем поддерживается обществом.
Телесные наказания в семье запрещены в следующих странах [1] :
В разных странах наказание варьирует. К примеру, в Швеции телесные наказания являются уголовно наказуемым деянием только если может классифицироваться как побои [7] , а в Норвегии с 2005 по 2010 годы «аккуратный шлепок» сразу после проступка был разрешён [10] [11] .
В Бразилии обсуждается принятие закона, запрещающего физическое наказание [12] .
В нижеследующих странах телесные наказания, не переходящие грань избиения, разрешены.
В Австралии наказывать детей физически разрешено [13] [14] , если это «разумно» (англ. 160; reasonable ). В противном случае родители могут быть привлечены к ответственности за побои [15] [16] . В штате Тасмания и других статус физических наказаний пересматривается. Опрос общественного мнения в 2002 году показал, что большинство считает допустимым наказание рукой, без использования других предметов [17] , хотя на 2010 год нет запрета на их использование. В Новом Южном Уэльсе действует закон, защищающий право родителей на предусмотренное законом исправительное воздействие [18] .
В Канаде родители могут шлёпать детей, но на это накладываются некоторые ограничения.
В деле [en] Верховный суд Канады разрешил «разумное» использование физического воздействия на детей, постановив, что оно не нарушает прав последних. Тем не менее, было наложено условие: наказывающий должен быть либо родителем, либо официальным опекуном, ни учителя, ни другие родственники, ни няни не могут этого делать; ребёнку должно быть больше двух, но меньше 12 лет, использование силы должно быть «соответствующим обстоятельствам», что означает недопустимость телесного вреда, даже потенциального. Суд постановил, что шлепки и удары по голове являются вредом [19] . Использование любых предметов запрещено; бить ребёнка, будучи разгневанным или же за поступки, которые ребёнок совершил случайно, запрещено. В 43-м параграфе Верховный суд постановил, что наказание должно иметь «кратковременный и несерьёзный» эффект. К примеру, нельзя наносить удары, следы от которых не проходят несколько часов [20] . У провинций Канады есть право полностью запрещать физические наказания на своей территории.
В Великобритании телесные наказания легальны, но от них не должно оставаться следов; в Шотландии с 2003 года запрещено наказывать детей как-либо помимо открытой ладони. Проводились опросы относительно допустимости наказаний [21] : в опросе 2004 года 71 160;% населения поддерживал запрет телесных наказаний [22] , в опросе 2006 года 80 160;% граждан сообщили, что считают порку допустимой, причём 73 160;% сообщили, что считают запрет телесных наказаний недопустимым из-за того, что он, по их мнению, вызовет резкое ухудшение поведения детей. Семь из десяти родителей сообщили, что используют телесные наказания [23] . В опросе общественного мнения, проведённого в 2012 году , 63 процента британцев высказались против запрета телесных наказаний [24] .
Несмотря на то, что в США взгляды на телесные наказания в семье разнятся, на данный момент они легальны во всех штатах. Предложения о запрете поступали в Массачусетсе [25] и Калифорнии [26] [27] , но не были приняты в виде законов [28] [29] . В Делавэре в 2012 было запрещено нанесение физического вреда ребёнку, включая любую боль или ухудшение физического состояния [30]
В США расовая и половая принадлежность человека, а также слой общества к которому он принадлежит, зачастую определяют его взгляды в отношении телесных наказаний. Мальчиков чаще шлёпают, чем девочек [31] , причём наказание в отношении мальчиков обычно сильнее и более жестоко [32] , несмотря на результаты исследований, свидетельствующих о том, что наказывать их ещё более контрпродуктивно [33] . Родители в состоятельных семьях шлёпают детей редко, в семьях среднего 160;достатка — чаще, в бедных семьях 160;телесные наказания наиболее распространены [34] . В семьях чернокожих бьют детей чаще, чем в семьях белых [35] .
В большинстве штатов физические наказания легальны, пока не начинают соответствовать определению нападения, насилия над детьми, побои, домашнего насилия. Грань между ними определяется законами штата и не всегда чёткая. В 2008 году Верховный суд Миннесоты посчитал, что нанесение 36 ударов деревянной тростью 12-летнему сыну является побоями, но решение было оспорено из опасения, что это вызовет запрет телесных наказаний вообще [36] [37] .
Применение телесных наказаний может вызвать проверки со стороны защищающих детей социальных работников, попадая в сферу влияния организации [en] . Законы предписывают наблюдателям сообщать о случаях наличия на детях следов насилия. Если социальными работниками определяется плохое отношение к ребёнку, они имеют право предупредить родителя и установить в базе агентства отметку напротив его имени [38] , вплоть до немедленного изъятия ребёнка из семьи [39] .
Существуют разные взгляды на то, какой эффект оказывает физическое наказание на детей. В США и Великобритании от 61 до 80 процентов населения поддерживают их применение [40] [41] , в Швеции до запрета, введённого в 1979 году, более половины населения считали телесные наказания необходимой частью воспитательного процесса; к 1996 году количество поддерживающих данную точку зрения людей равнялось 11 160;% [42] , менее 34 160;% считают такие наказания допустимыми [43] .
С другой стороны, результаты нескольких исследований свидетельствуют о том, что телесные наказания могут провоцировать тревогу, алкоголизм, инфантильность и проблемы дефицита внимания с гиперактивностью [44] , а также быть источником других проблем [45] .
С другой стороны, подобные исследования критиковались как ненадёжные из-за проблем в методологии [46] [47] . Тем не менее, лонгитюдное исследование, законченное в Тулейнском университете в 2010 году, подтвердило наличие отрицательного эффекта от наказаний [48] . Согласно автору исследования, Кэтрин Тэйлор, результаты свидетельствуют о том, что причина агрессивного поведения детей, которых бьют, не в том, что бьют более агрессивных детей [49] .
Социальные психологи предполагают, что резкие отличия между мнением населения и научными данными являются следствием когнитивного диссонанса [50] [51] [52] . В таких странах, как США и Великобритания, шлёпать детей не запрещено, однако насилие над детьми не только запрещено, но и сильно опозоривает. Из-за этого шлёпающим детей людям сложно принять результаты научных исследований, так как, признав, что наказание вредит детям, они чувствуют себя жестокими [51] . Аналогично, те, кого в детстве били, зачастую не могут признать, что собственные родители были с ними жестоки, и чувствуют себя жертвами. Такие чувства могут вызывать эмоциональный дискомфорт, заставляя отбрасывать научные данные в пользу [en] и искажённой саморефлексии [51] . Часто это выражается во фразах вроде: «Я бил своих детей, и они выросли хорошими людьми», или: «Меня били, но я вырос нормально» [52] . Данные фразы не могут быть использованы для обоснования из-за отсутствия определения «нормального» или «хорошего» человека, а также игнорирования или отрицании возможно наличествующих проблем [51] [52]
Выводы литературного обзора, проведённого в 1996 году Робертом Ларзелером, заключаются в том, что шлёпание может вызвать кратковременную покорность распоряжениям родителей, если применяется по отношению к детям от 2 до 6 лет, выполняется только рукой и при отсутствии свидетелей, с частотой не больше раза в неделю. Несмотря на это, исследованный также метод минутного тайм-аута был настолько же или более эффективен. Долговременные эффекты шлёпания не исследовались [53] .
Дайана Баумринд исследовала последствия различных стилей воспитания детей [54] [55] и выразила мнение о том, что лёгкие шлепки открытой ладонью в авторитетном [en] (не авторитарном), скорее всего, не будут иметь значительного отрицательного эффекта [56] . Она также указала на то, что из-за слишком значительного влияния прочих факторов невозможно выяснить, является ли шлёпание хорошим методом родительства, а имеющиеся исследования часто предвзяты из-за влияния на результат точки зрения авторов [57] .
В исследовании 1996 года М. Страус сделал вывод о том, что дети, которых били в детстве, более агрессивны, чаще бьют своих детей и супругов, а также чаще ругаются со своими супругами [58] . Согласно исследованию 1996 года Кона (англ. 160; Cohen ) , дети старшего возраста, если их бьют, чаще проявляют физическую агрессию, имеют в среднем больше проблем со злоупотреблением наркотиками (включая алкоголь) и со следованию законам [59] . Исследование 1997 года, проведённое Страусом, Дэвидом Шугамэном (англ. 160; Sugarman ) и Джайлз-Симсом [60] обнаружило, что постоянное использование даже несерьёзных физических наказаний, в отличие от других видов, приводит к отрицательным последствиям для детей. Эти выводы критиковал Ларзелер [61] [62] . Ларзелер утверждает, что лёгкие наказания не могут иметь отрицательного эффекта на детей [61] .
Социолог и сексолог Игорь Кон в своей книге [63] делает обзор исследований телесных наказаний, подчёркивая, что психологи, не поддерживающие полный запрет телесных наказаний, рекомендуют не смешивать понятия порки и шлепка открытой ладонью, который не наносит ущерба здоровью ребенка и который сами дети признают законным [46] . Также в литературе по практической психологии есть рекомендация разделять понятия наказания — чаще всего отсроченного по времени и малоэффективного — и отрицательного подкрепления (нахмуривание бровей, неприятный звук, но может быть и шлепок), которое не отделено по времени от демонстрации нежелательного поведения и может быть эффективным методом его контроля, в том числе у детей [64] .
Американская академия педиатрии в официальном заявлении [65] сообщила, что «физические наказания имеют ограниченный эффект и имеют потенциальные отрицательные последствия». Академия рекомендует избегать битья детей, указывая на то, что наказание, не являющееся шлепком ладонью по ягодицам или конечностям, категорически недопустимо. В качестве обоснования приводится вывод нескольких исследований, в котором говорится о повышенной агрессивности, проблемах с наркотиками и законом подвергавшихся битью в детстве людей [58] . Исследование, опубликованное в журнале Pediatrics в 2012 году и основанное на данных, полученных от взрослых, не подвергавшихся насилию, в США [66] показало корреляцию между сильным физическим наказанием, агрессией и разнообразными психиатрическими расстройствами [67] [68] .
Психологический педиатрский комитет Канадского общества педиатров тщательно исследовал доступные работы в спорной области шлёпания детей (7—15 лет). Выводы существующих исследований свидетельствуют о том, что шлепки и другие формы физического насилия связаны с отрицательными для детей последствиями. Поэтому Канадское общество педиатров рекомендует врачам резко осуждать любые формы телесных наказаний [69] . В Великобритании [en] и [en] выступают за полный запрет физических наказаний, сообщив, что «считают неверным и неосуществимым поиск допустимых форм физического наказания детей. Подобные упражнения несправедливы. Удары, наносимые детям, 160;— это урок плохого поведения» [70] , а также что «бить детей недопустимо ни в каких случаях» [71] . Австралийское психологическое общество утверждает, что физические наказания детей не могут быть использованы даже в самых минимальных количествах, не учат допустимому поведению и часто поощряют недопустимое 160;— вызывающее неповиновение, вступление в преступные группировки и принятие насилия в качестве нормального ответа на конфликтные ситуации [72] .
Оппоненты физического наказания иногда указывают на то, что шлепки являются насилием по определению. Некоторые исследования свидетельствуют о том, что в семьях, где используется физическое наказание, уменьшается доверие между детьми и родителями, а дети вырастают злопамятными, замкнутыми, неуверенными или агрессивными. У взрослых, которых в детстве подвергали физическим наказаниям, чаще обнаруживаются тревожные расстройства, злоупотребление алкоголя, а также гиперактивность [73] . Некоторые исследователи предполагают, что наказания имеют эффект противоположный цели, так как дети не слушаются людей, которым не доверяют. Мета-анализ, проведённый в 2002 году Элизабет Гершофф, предметом которого были проводимые на протяжении 60 лет исследования, содержал вывод о том, что единственным положительным эффектом физических наказаний является немедленное повиновение, однако в долговременной перспективе уровень повиновения снижается [74] . Физические наказания в выводе были связаны с девятью отрицательными последствиями, включая увеличение агрессии, проблемы с психическим здоровьем, сложности в общении с родителями и увеличение шанса стать мишенью нападений.
Противники физических наказаний утверждают, что больша́я часть насилия над детьми начинается со шлёпания: когда физическое воздействие становится нормой, перейти грань легче. Согласно результатам опроса, 40 160;% из 111 опрошенных матерей высказывали опасения в том, что могут причинить детям физический вред [75] .
Кроме того, несколькими источниками, включая Американскую академию педиатрии, высказывается точка зрения, согласно которой сила воздействия должна постоянно увеличиваться для достижения эффекта [65] [76] .
Академия педиатрии также утверждает, что физическое наказание ухудшает отношения между родителями и детьми, уменьшая сотрудничество со стороны ребёнка [65] .
Мета-анализ 88 исследований подтверждает наличие кратковременных и долговременных отрицательных последствий, включая агрессию, замещение взаимоотношения личности и внешнего мира внутренними представлениями и ухудшение психического здоровья [74] . Обзор доступных на 2003 год данных привёл авторов к выводу о том, что имеются надёжные свидетельства того, что физические наказания провоцируют риски для физического и психологического состояния детей [77] .
В исследовании 2006 года, посвящённому насилию в отношении детей, независимый эксперт генерального секретаря Генеральной ассамблеи указывал на то, что дети испытывают страдания, не только физические, но и моральные [78] . Ретроспективное новозеландское исследование 2006 года привело авторов к выводу о том, что физические наказания были обычны в 1970—1980-х годах, 80 160;% опрошенных указывали на тот или иной вид физических наказаний со стороны своих родителей. Среди них 29 160;% сообщали о наказании рукой, 45 160;% 160;— предметом, 6 160;% являлись жертвами физического насилия. Было выявлено, что физические наказания чаще исходили от отцов и зачастую включали удары по голове или торсу вместо ягодиц или конечностей [79] .
В исследовании, опубликованном в 2008 году в издании American Journal of Preventive Medicine [80] сообщалось, что матери, шлёпавшие своих детей, втрое чаще использовали также другие насильственные методы воспитания (6 160;% против 2 160;%), к примеру, избиения, прожигание кожи, пинки, удары предметами по голове и телу, тряска детей младше двух лет; частотность битья коррелировала с шансами наличия более серьёзного насилия [81] .
Имеются сведения, полученные с помощью томографии, что люди 18—25 лет, которых били в детстве, имеют меньше серого вещества в префронтальной коре в 18—25 лет, что может вызывать снижение IQ [82] [83] .
Некоторые люди, использующие физические наказания, делают это по религиозным причинам. [en] считает, что бить детей необходимо, так как в этом говорится в Библии («Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его», Притчи 13:24), указывая, вместе с тем, на то, что библейское воспитание состоит вовсе не только из розог [84] . Уилсон также указывает на слова «ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Притчи, 3:12). [85] .
Хотя некоторые христиане наказывают своих детей физически по религиозным соображениям, Европейская комиссия по правам человека отклонила в 1982 году заявление шведской пары, утверждавшей, что запрет физических наказаний нарушает их права [86] . Комиссар Совета Европы по правам человека сообщил, что права на свободу религии не могут нарушать права других на телесную неприкосновенность и достоинство личности [87] .
Организации, выступающие против применения физических наказаний [ | ]
Несколько организаций выступили с заявлениями против применения физического насилия в качестве наказания.
UNESCO рекомендует запрет телесных наказаний в школе, дома и властных структурах, утверждая, что оно является нарушением прав человека, контрпродуктивно, неэффективно, опасно и вредит детям [88] .
Организация «Save the Children» выступает против любых видов физических наказаний детей [89] .
Австралийское психологическое общество утверждает, что физические наказания детей 160;— неэффективный метод воспитания, так как не предоставляет образца желаемого поведения, закрепляя нежелательное [90] .
Канадское общество педиатрии после проведения анализа имеющихся исследований пришло к выводу о том, что телесные наказания имеют множество отрицательных последствий, рекомендуя воздерживаться от подобной формы воспитания [91] .
Королевский колледж педиатрии и детского здоровья выступает против порки [92] и любых ударов безотносительно обстоятельств [71] , а Королевский колледж психиатрии придерживается точки зрения, согласно которой телесные наказания недопустимы ни при каких обстоятельствах [93] .
Американская академия педиатрии утверждает, что физические наказания имеют несколько отрицательных эффектов и ограниченные положительные последствия, рекомендуя использование других методов воздействия на детей [65] . На конференции Академии, проведённой в 1996 году [94] , было выдвинуто утверждение об абсолютной недопустимости шлёпания детей до двух лет возраста; шлепки могут быть использованы по отношению к детям дошкольного возраста при использовании словесного уточнения, и не могут быть использованы по отношению к детям школьного возраста и старше. [en] выступает против телесных наказаний дома, в школах и других местах ухода за детьми и их обучения [95] .