Представляем нашего нового автора — Вишневская Ольга Эдуардовна. Практический психолог в образовании, психоаналитик, тренер.
Первую статью в журнале Область культуры я посвящу школьной теме.
Наверное, один из самых волнительных моментов моей работы — это встреча с первоклассниками, новыми жителями нашей школы. Который раз ловлю себя на мысли во время торжественной линейки 1 сентября: вчерашние детсадовцы —самые тревожные гости праздника, суетятся, не знают как себя вести, что делать. А ведь и правда, такое количество детей и взрослых вокруг. Все говорят, что ты уже большой, потому что пошел в школу. А что будет в этой самой школе? Какие там встретят учителя? Как я буду учиться? Все эти и многие другие вопросы беспокоят детей, ведь даже для взрослого человека новое место работы, учебы, — это огромный стресс. И немного немало от того каким будет первый опыт общения со школой, учителями, одноклассниками, зависит его дальнейшие успехи. Рассмотрим некоторые аспекты готовности ребенка к школе.
По нашему законодательству ребенок может пойти в школу в 6 лет и 10 месяцев, многие отдают и в 6 лет 5 месяцев. Но нужно принимать во внимание не только возрастной фактор. Готовность бывает личностная, психологическая, физическая, интеллектуальная. Когда все эти компоненты сходятся, тогда ребенок считается зрелым и готовым для школы. В первую очередь, родители должны хорошо понимать своего ребенка, готов ли он психологически и физически к учебе в школе, я знаю, что многие дети в возрасте шести лет очень устают и им просто необходим дневной сон, а школа этого дать не может, тогда ребенок может уснуть на самом уроке. Ничего страшного не будет, если ребенок будет немного старше своих одноклассников, но зато он будет и морально и физически готов к школе, а это самое важное.
Многие родители понимают, что для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу интеллектуально подготовленным, поэтому заранее записываются и посещают курсы подготовки к школе, так ребенок осваивает навыки письма, чтения, учится вести себя на уроке, выполнять элементарные требования малознакомого старшего. Здесь очень важно не переусердствовать, то есть не перегрузить ребенка различными занятиями. Ведь здесь возможна и обратная реакция, когда ребенку будет попросту не интересно в школе, изучать то, что он уже знает и умеет. В моей практике подобная ситуация возникала неоднократно, поэтому родителям следует больше заниматься совместных творчеством, прогулками, формировать у ребенка широкий круг интересов.
Одна и самый важных рекомендаций родителям будущих первоклассников — это правильное питание и планирование распорядка дня ребенка, он не должен быть перегружен занятиями, секциями, возможно даже начать чем-нибудь заниматься стоит в конце 1 класса.
Питание должно быть 4-х разовое и правильно сбалансированное. Молочный и рыбный белок — одни из самых важных для первоклассника составляющих рациона. Эти белки лучше всего усваиваются детским организмом. Не стоит забывать и о белках мясного и растительного происхождения. Обязательны в рационе первоклассника жиры. Суточная норма — 80-90 г. Всем известно, что жиры содержатся в растительном и сливочном масле, сметане, молочных продуктах, в жирных сортах мяса. Основным источником энергии начинающего школьника являются углеводы. Их нужно давать ребенку примерно по 300-400 г. в сутки. Лучше налегать не на пирожное и торты, а на продукты, которые содержат полезные углеводы: ржаной хлеб, крупы, картофель. Разумеется, кроме белков, жиров и углеводов, ребенку необходимы витамины и минеральные вещества.

Школа — социальный институт, то есть место, где происходит специально организованное общение и взаимодействие людей. А значит, от ребенка требуется способность ориентироваться в социальных ситуациях, выстраивать общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми (более старшими детьми и учителями), проявлять самостоятельность. Для робких и стеснительных детей, детей, не посещавших дошкольное учреждение, слишком опекаемых дома, это непростая задача. Возможно, в оставшееся до начала учебы время есть смысл организовать ребенку отдых, насыщенный ситуациями общения и взаимодействия, включая тренинги общения, предлагаемые психологами.
Подробнее об авторе:
Вишневская Ольга Эдуардовна обучение проходила в НовГУ, закончила бакалавриат и магистратуру психолого-педагогического факультета, там же за время прохождения учебной и исследовательской практики узнала, что такое школа глазами педагога-психолога. В студенческие годы активно занималась волонтерским движением, работой с детскими домами, проведением творческих и развивающих занятий для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья, участием в благотворительных акциях. Затем переехала с Санкт-Петербург и осилила дополнительное, углубленное образование в области психоанализа.
Детским психологом работаю уже более 5 лет, в своей практике стараюсь наладить плодотворное сотрудничество школы и семьи, создавать психологически комфортную образовательную среду для детей. Считаю, что каждому ребенку должно быть интересно, хорошо в своей школе, он должен любить это место и приходить с радостью. Для этого мною была разработана и апробирована авторская программы внеурочной деятельности Мир начинается с меня для детей начальной школы. Программа пользуется большой популярностью среди школьников и родителей. Она создана для того, чтобы дети развивали коммуникативные навыки, учились жить в обществе, дружить, правильно понимать себя и других, а также курс помогает наиболее мягко пройти процесс адаптации к школе.