
Нам очень нравится ухаживать за своим ребенком. Особое удоshy;вольствие — кормить свое дитя. Но мамам нужно понять: малыш во время еды не должен быть пассивен. У него не должно появиться и утвердитshy;ься ощущение, что он — всего лишь объект чьих-то манипуляций. Иначе он поshy;теряет интерес к еде как к процессу. А это очень плохо. То есть организованное питание (завтрак, обед, ужин) будут восприshy;ниматься как обязательная, но не слишком приятная процедура. Что-то вроде прививshy;ки в поликлинике. Поведение маленького ребенка за столом очень важно. Но как приучить маленького ребенка правильно вести себя за столом?
То, что малышу необходима собственная посуshy;да, знают все. Молодые мамы редко могут удерshy;жаться от приобретения специальной детской поshy;суды. И нужно сказать, что правильно выбранный набор — благо для всех участников трапезы. Детскую посуду всегда нужно держать в чиshy;стоте в посудном шкафу. Если она по какой-либо причине долго стояла в открытом виде на кухонshy;ной мебели, лучше ее дополнительно сполоснуть. Если вы протираете посуду полотенцем, следите, чтобы и оно было чистым. Чтобы оно не предназначалось также для грязных рук или протирания стола.
Поддержание опрятного вида во время еды — неshy;простая задача. Идеальной чистоты и порядка можshy;но добиться, только если не давать малышу в принshy;ципе соприкасаться с пищей. А это не входит в планы воспитания самостоятельного человека. Фартучек, который вы повяжете малышу, обязательно должен быть чистым. Нужно контролировать, чтобы на нем не было следов засохшей пищи и некрасивых пятен.
Время от времени можно обраshy;щать внимание малыша на то, как выглядит его обеденный стол перед началом трапезы. Так вы закладыshy;ваете умение сервировки стола уже в самом раннем возрасте. Давай поставим тарелочку и чаshy;шечку, положим вилку и ложку. Посмоshy;три, какой у тебя красивый передничек. Давай его повяжем. Если что-нибудь уроним с ложечки, рубашечка не запачкается. Некотоshy;рые родители считают, что говорить такие вещи маленьким детям бесполезно, потому что они все равно ничего не понимают. Но это не совсем так. До двух лет постоянное доброжелательное поshy;вторение каких-либо пожеланий почти наверняка откладывается у малыша в подсознании. То, что говорит мама, еще не воспринимается как занудshy;ство и навязывание. Малышу будет просто следовать тем правилам, которые он принимает сначала под влиянием естественного авторитета и личного примера мамы. Зато уже позже, осознавая их смысл и необshy;ходимость, ребенок будет делать все сам и по своей воле. Причем, не задумываясь и не видя повода для протеста.
Важно, чтобы для малыша гигиена рук отложилась в подсознании как необходимое условие приема пищи, вошло в привычку. Кстати, если вы выshy;нуждены кормить ребенка в месте, где нельзя помыть руки водой, выshy;тирайте их влажной салфеткой. Ваших рук это тоже касается, осоshy;бенно если вы помогаете ребенку кушать. Обязательно объясняйте малышу, заshy;чем вы это делаете.
Приучая маленького ребенка правильно вести себя за столом, не сдерживайте его инициативу. Если маленький ребенок хватается за ложку и пытается с ней что-то делать, не отнимайте ее. Сначала малыш сам попытается воспользоваться этим предметом по своему усмотрению. И вряд ли это сразу у него получится. Вы мягко и наshy;стойчиво возьмите ручку едока и направьте его движения, ласково поощряя словами. Потом снова позвольте действовать самостояshy;тельно. Если вы видите, что у маshy;лыша ничего путного не выходит, осторожно возьмите у него ложечshy;ку и продолжите кормление сами. И, конечно, обяshy;зательно устраните результаты неудачных усилий с лица, рук и даже фартучка малыша. Продолжайте кушать в чистоте. Малыш может и должен быть акshy;тивен во время еды. А вот устранять побочные эфshy;фекты его активности — пока ваша задача. Не стоит гнаться за абсолютной стерильностью. Главное, чтоshy;бы он не привыкал кушать среди разложенных по столу, лицу и телу кучек пищи, постоянно задевая их и снова пачкаясь.
Если принципиально жертвовать самостояshy;тельностью аккуратности, не позволять ребенку овладевать методом проб и ошибок необходиshy;мыми навыками по приему пищи, то возрастает риск полностью убить в нем интерес к самоshy;стоятельному питанию. Ведь после 1,5-2 лет маshy;лыши найдут много других способов самореаshy;лизации. И желание научиться владеть ложкой и вилкой не будет среди них самым привлекаshy;тельным. Неумелые же годовалые малыши наоборот, стремятся подчинять себе мир всеми доступныshy;ми путями, а их пока не так уж много. И способность не зависеть от взрослого за столом — одна из самых важных.
Часто в набор детской посуды входят специshy;ально предназначенные для малышей ложечка, вилка и даже нож. Эти предметы не менее важны, чем тарелки и кружка. Ведь именно с их помощью у малыша появляется возможность кушать самоshy;стоятельно. Как только в рацион ребенка начинаshy;ет входить твердая пища, приучайте его пользоshy;ваться вилкой и ножом.
Малыши любят брать ложку в рот, проворачиshy;вать ее там, постукивать по ней зубами. Такое действие вполне естественно, но не должshy;но переходить в привычку. Причин этому несколько: это некрасиво, отвлекает ребенка от процесса еды, так как ложка начинает играть роль соски-пустышки, а в случае замены ложки на вилку может нанести маshy;лышу серьезный вред. Не нужно вырывать ложку изо рта, но следует обратить внимание ребенка на то, что такое обращение со столовым прибором не может быть нормой. У годовалого малыша ложку в таком случае можно аккуратно забрать и угостить из нее пищей по правилам, после чего снова вернуть ложку едоку. Ребенку постарше, если такое повеshy;дение повторяется и переходит в привычку, можно рассказать какую-нибудь поучительную историю, степень назидательности которой вы определите самостоятельно.
Позволяйте поводить ложкой в тарелке, поshy;наблюдать, как кашка или пюре стекают с ложки в мисочку. Желательно даже комментировать то, что ребенок может при этом наблюдать: консиshy;стенцию, структуру, запах. Не беда, если малыш из познавательного интереса дотронется до каши или овощей руками. Не ругайте его. Просто обраshy;тите внимание, что кашку лучше кушать ложкой. Тогда она вся достанется едоку, а не размажется по столику. Но если видите, что эксперимент переshy;ходит в не имеющую к вашему занятию отношения игру, прекратите ее и сосредоточьтесь на обеде.
Пусть блюдо, которое вы предлагаете ребенshy;ку, не остается безликим и безымянным. Расскаshy;зывайте, что у малыша в тарелочке, постепенно усложняя свою речь в зависимости от возраста ребенка. Когда малыш уже достаточно взрослый, чтобы вступать с вами в осмысленный диалог, просите его показать на тарелочке пищу, которую вы называете, или самому ее назвать. Так вы будеshy;те закреплять у ребенка умение самому различать на вид и на вкус различную пищу. Это поможет ему более четко формулировать свои желания в дальнейшем.
Совет содержать личико и ручки ребенка в чистоте во время еды тоже относится к разряду распространенных. Но дети редко обходятся без того, чтобы не испачкаться. Особенно если пытаshy;ются кушать самостоятельно. Некоторые мамы считают, что тесное общение с пищей дает маshy;лышу дополнительный сенсорный и тактильный опыт. Так оно и есть. Но чувствовать грань между издержками производства и вошедшей в приshy;вычку неаккуратностью нужно также приучать изначально. Не нужно ругать, если ребенок вымаshy;зался во время еды. Доброжелательно, но без явshy;ного одобрения вслух отметьте этот факт и предshy;ложите ребенку утереться салфеточкой. Но сначала вытирайте сами, а потом уже предоставьте делать это малышу. При примерном поведении маленького ребенка за столом не забудьте его ободрить. Умением убирать лишнюю пищу овлаshy;деть почти также сложно, как и столовыми приshy;борами. Если выпачкавшийся малыш кажется вам забавным, можете поговорить об этом с папой или другими родственниками малыша. И даже щелкнуть его на камеру. Но будьте внимательны — не превращайте это в забавную игру, не провоцируйте ребенка пачкаться едой специально. Что и говорить, иноshy;гда можно позволить роскошь испачкаться чем-то особенно вкусным и марким. Но пусть это всегда будет исключением из правила.
Вы так счастливы, что малыш хорошо и с удоshy;вольствием поел, что сами готовы благодарить его. Особенно, если едок не всегда склонен вас порадовать. Но правил хорошего тона никто не отменял. И если сейчас они покажутся вам неshy;нужной обузой, то малышу потом тем более и в гоshy;лову не придет вас благодарить за обед или ужин. Ведь он будет получать его независимо от этого обстоятельства.
Как начать прививать малышу манеры за стоshy;лом? Конечно, прежде всего, собственным приshy;мером. Если ребенок совсем мал, это не должно вам помешать пожелать ему приятного аппетита или сказать кушай на здоровье. А когда он поshy;кушал, весело, но не слишком требовательно поshy;просить поблагодарить вас и даже сказать вместо него Спасибо, мама. А затем попросить повторить эти слова. И искренне обрадоваться, если в результаshy;те ваших стараний ребенок произнесет эти слова самостоятельно. Особенно быстро такая привычshy;ка возникает, если семья часто садится за стол вместе. Ребенок на примере взрослых наблюдает эти необходимые образцы элементарной вежлиshy;вости. Детям сложно смириться с какими-то правиshy;лами, особенно если они не видят в них смысла. Взрослых это касается не в меньшей мере, тольshy;ко их ситуация еще и усложняется наличием уже сложившихся привычек, как хороших, так и плоshy;хих. Ведь переучиваться гораздо сложнее, чем научиться.
Дети постарше любят простые ролевые игры, тесно связанные с окружающей их действительshy;ностью. Детская посуда может сыграть в процесshy;се воспитания не последнюю роль. Почему бы не рассадить за импровизированным столиком игруshy;шечных персонажей и не отрепетировать с ними желательное поведение за столом. Вместе с малыshy;шом поощряйте хорошее и правильное поведение и журите за недостойное. Дети не меньше нашего любят поучать. Предоставьте им такую возможshy;ность. Пусть сами сервируют зверушкам обеденный стол, отведут их помыть ручки, повяжут салshy;фетки. Пусть сами поддерживают порядок за столом на правах старшего. Пускай от своего имени пожелают приятного аппетита и поблаshy;годарят в конце обеда. Не лишним будет также помыть посуду и протереть столик. И обязательно поблагодарить за угощение!