Не пропусти
Главная » Развитие детей » Страхи у детей дошкольного возраста: причины, как помочь

Страхи у детей дошкольного возраста: причины, как помочь

Страхи у детей: как избавить дошкольников от переживаний

Большинство малышей, детей дошкольного и школьного возраста, подростков проходят все этапы взросления, сталкиваясь с естественными страхами. Такие возрастные переживания не доставляют человеку каких-то особых мучений и не мешают ему вести полноценную жизнь. Однако у некоторых детей волнения принимают патологический характер, обретая симптомы фобии.

Фобическая боязнь возникает внезапно и беспричинно. Появившийся страх носит навязчивый непреодолимый характер. Алогичная и назойливая тревога вызывает значительный психологический дискомфорт. Беспочвенный и упорный страх лишает ребенка возможности нормально контактировать со сверстниками и взрослыми.

Объектом детской фобии может стать абсолютно любой предмет, явление, ситуация. При этом особенности детских страхов – отсутствие какой-либо привязки к объективно существующим условиям. Очень часто пугающие образы или картины создаются сферой воображения малыша и находятся в мире его фантазий. Наличие подсознательного страха дает о себе знать крайне мучительными симптомами при возникновении обстоятельств, которые имеют какую-либо схожесть с придуманным объектом страха.


Дети, охваченные алогичным страхом, целиком одержимы своими переживаниями. Чтобы минимизировать постоянное нервное напряжение, ребенок вытесняет тревожные мысли в сферу подсознания и использует защитный механизм – избегающее поведение. Такой ребенок сознательно отказывается от выполнения действий, которые могут приблизить его встречу с устрашающим объектом.

«Страшилками» для детей чаще всего являются:

  • реальные или мифические животные;
  • персонажи мультфильмов и сказочные герои;
  • одиночество, отсутствие поблизости мамы;
  • неосвещенные и замкнутые помещения;
  • нечистая сила, демоны;
  • большое скопление людей;
  • незнакомцы;
  • необходимость выступить перед аудиторией;
  • воспитатели и учителя;
  • предстоящая проверка знаний;
  • военные действия;
  • природные катаклизмы.

Как формируются иррациональные переживания у детей: причины

Несмотря на то, что ученые выдвигают десятки разнообразных гипотез о происхождении фобических тревожных расстройств, формула образования патологического страха в детском возрасте практически всегда одинаковая. Иррациональная навязчивая боязнь формируется у ребенка дошкольного возраста при наличии следующих компонентов:

  • врожденная слабость нервной системы;
  • предрасположенность к тревожным реакциям, доставшаяся по наследству;
  • специфический портрет личности и наличие доминирующих черт, таких как впечатлительность, ранимость, подозрительность, склонность к длительным переживаниям ситуации, развитые способности к фантазированию;
  • особенности среды, где проходит взросление;
  • действие провоцирующего фактора.

Фундаментом для зарождения патологических реакций страха, в первую очередь, является неблагоприятная атмосфера в семье. Враждебные отношения, частые конфликты, ссоры между близкими родственниками лишают ребенка чувства безопасности и защищенности. Взросление в асоциальной среде формируют у малыша чувство ненужности и собственной никчемности.

Избыточная опека и тотальный контроль со стороны взрослых уничтожает у ребенка уверенность в том, что он может сам противостоять жизненным преградам, зарождая страх. Директивная манера воспитания лишает малыша самостоятельности и отбивает желание действовать согласно своим взглядам. Завышенные требования, несправедливые претензии, излишняя критичность, неприятие вероятности допущения ошибок являются причиной низкой самооценки детей и провоцируют развитие комплексов неполноценности.

«Маятникообразное» отношение к ребенку, регулярное применение «кнута и пряника», отсутствие единства взглядов у обоих родителей приводит к тому, что в психике ребенка начинает царить «хаос». Такая неразбериха в душе способствует искажению понимания различия между реальными вещами и вымышленными явлениями. Именно из-за этого какой-то придуманный объект ребенок начинает наделять чертами реально существующих вещей, способных причинить вред.

Свою лепту в формирование патологического страха вносит и избыток информации негативного содержания, которую ребенок впитывает, как губка. Регулярный просмотр фильмов и передач, содержащих сцены насилия, пристрастие к онлайн играм агрессивного характера – идеальные источники неадекватных психических реакций.

На этом фоне любое неординарное событие может спровоцировать переход естественных возрастных страхов в психотическое расстройство. Чаще всего дебют расстройства приходится на период изменения состава семьи, когда родители разводятся. Тяжелая болезнь или смерть близкого родственника может дать быстрый старт патологическим реакциям тревоги. Симптомы фобии могут появиться у ребенка после пережитых физических либо моральных издевательств. Изменение привычного образа жизни также выступает колоссальным стрессом для детей и подростков. Нередко первый эпизод паники возникает после сильного испуга, когда ребенок случайно стал свидетелем трагической истории.

О том, что ребенка охватил иррациональный назойливый страх, информируют значительные изменения, произошедшие во всех аспектах жизни. Самыми очевидными симптомами патологической боязни становятся физиологические сигналы организма, которые наблюдаются и непосредственно в момент столкновения с пугающим объектом, и при предвкушении такой ситуации.

Первое, на что обращают внимание родители – это появление у их отпрыска различных проблем в работе пищеварительной системы. Дети, охваченные страхом, часто жалуются на дискомфорт и боль в эпигастральной области. При этом они не могут четко указать, в каком месте локализирован болевой очаг. Точно также не удается установить связи между возникновением боли и существованием каких-то внешних провокаторов. Ребята могут страдать от разнообразных диспепсических нарушений, выдвигать жалобы на тошноту и рвоту, не связанную с приемом пищи.

В дошкольном возрасте фобический страх часто дает о себе знать респираторными расстройствами. Дети рассказывают, что им не хватает воздуха и трудно дышать. У малышей может возникать отдышка, частое поверхностное дыхание.

Актуальный информатор о проблемах с психическим здоровьем – аномальные явления в работе сердечно-сосудистой системы. При этом при обследовании не удается обнаружить каких-то функциональных нарушений, которые могли бы вызвать учащение сердечного ритма или боль в области сердца.

Один из основных спутников патологического страха у детей – сильная, не проходящая головная боль, которая имеет давящий или сжимающий характер. Если цефалгия вызвана психотическими расстройствами, болевой синдром не удается купировать с помощью традиционных спазмолитических и обезболивающих препаратов.

Характерный симптом фобического страха – изменение психоэмоционального статуса и поведения ребенка. Малыш или подросток постоянно ощущает нервное напряжение, как бы ожидая наступления критического момента. У детей резко меняется настроение, однако большую часть времени он пребывает в подавленном расположении духа. Дошкольник перестает интересоваться происходящими в окружающей среде событиями. Ему не интересно общение со сверстниками. Его не радуют подарки и сюрпризы. Он отказывается от участия в играх. Не хочет посещать развлекательные мероприятия.

При существовании патологического страха ребенок утрачивает возможность нормально и полноценно взаимодействовать с товарищами и взрослыми. Часто дети, охваченные анормальной боязнью, становятся агрессивными и ведут себя очень конфликтно в детских коллективах.

При переходе страха в фобию существенно ухудшаются интеллектуальные способности. Воспитанник детского сада перестает правильно выполнять задания, доступные для понимания в его возрасте. Школьник плохо усваивает учебный материал, что негативно отражается на его успеваемости.

Типичный симптом ненормального страха – ухудшения качества сна и сбой в привычном режиме дня. В вечерние часы ребенок страдает от бессонницы, в утреннее время он сонливый и неактивный. Поскольку ребенку сняться пугающие сны, отражающие его реальные переживания, он часто пробуждается среди ночи.

Еще одним классическим симптомом детских фобий являются изменения в питании. Некоторые малыши начинают требовать больших порций еды, при этом жалуются на постоянный «волчий» аппетит. Другие же дети вовсе отказываются от пищи, уверяя, что они не голодны. Соответственно, страдающие от страхов дети обретают новые проблемы в виде ожирения или истощения организма.


Если ребенок охвачен назойливым страхом, основная задача окружающих его взрослых – создать доброжелательную атмосферу, в которой он будет чувствовать себя спокойно и комфортно. Родителям нужно окружить свое чадо вниманием и заботой. Родственники страдающего ребенка должны подтверждать на деле свою безусловную любовь. Категорически запрещается наказывать ребенка за его переживания и говорить, что его ощущения преувеличенные и не стоящие внимания.

Очень важно, чтобы ребенок дошкольного возраста чувствовал себя уверенно и комфортно в детском коллективе. Воспитатели и учителя должны всячески поощрять старания таких детей. Задача педагогов – не допустить, чтобы страдающий от страхов малыш стал объектом насмешек и встретил неприязнь со стороны ровесников. Благоприятная обстановка дома, в детском садике или школе позволит юной личности беспроблемно и безвредно пережить естественные возрастные тревоги.

Однако в тех ситуациях, когда переживания маленького человека переросли в навязчивые гнетущие ощущения, которые мешают нормальной активности и вызывают яркие внешние проявления, необходимо экстренное врачебное вмешательство. Лечение фобических страхов у детей – довольно сложная задача, вызванная тем, что у незрелой личности имеется недостаточно ресурсов для эффективного управления психической деятельностью. Терапия патологических состояний осложняется тем, что в детском возрасте нельзя использовать фармакологические средства, которые способны мгновенно купировать симптомы паники.

Поэтому для освобождения детей от алогичной назойливой тревоги требуются значительные усилия опытных и отлично образованных врачей, которые хорошо знакомы с особенностями детской психики. Родителям следует помнить: попытка ликвидировать навязчивые страхи у детей путем лечения травами или с помощью народных целителей обернется провалом и ухудшением самочувствия ребенка. Неокрепшая психика малыша – очень нежная и тонкая структура, которую могут быстро повредить безграмотность и неопытность.

В современной медицине лечение детских страхов, независимо от объекта боязни, проводится с задействованием комплексного подхода: одновременного проведения индивидуальной психотерапевтической коррекции и «глубинного» воздействия посредством гипноза. Психотерапевтические методики нацелены на работу с внешними проявлениями страха. Психотерапевт обучает юного клиента техникам, использование которых дает возможность снизить интенсивность симптомов паники.

Маленький пациент узнает, как нужно реагировать на столкновение с пугающим объектом, чтобы его не охватили мучительные проявления навязчивого страха. Ребенок на психотерапевтических сессиях получает понятную для него информацию, которую он может использовать при возникновении конфликтных или угрожающих ситуаций. На сеансах психотерапии юный пациент знакомится с простыми, но действенными методиками снятия психоэмоционального напряжения и мышечного расслабления.

Однако для преодоления патологии необходимо не только «внешнее» преображение, но и полное очищение «внутреннего» пространства человека от вредоносных установок и нефункциональных стереотипов мышления. Место хранения такой информации – подсознание, проникнуть в которое возможно лишь только путем погружения человека в гипнотический транс. Временное устранение сознательного контроля дает возможность выявить доминирующие разрушающие мысли и установить причину формирования ошибочных убеждений.

Во время сеанса гипноза врач проводит словесное внушение, мотивирующее ребенкана осознание ложных установок и обретение адекватной оценки произошедших в жизни событий. При лечении гипнозом маленький пациент как бы заново переживает события прошлого, однако он не наделяет факты истории каким-то особым драматизмом. Иная интерпретация психотравмирующих обстоятельств позволяет на подсознательном уровне «переписать» жизненную программу, в которой отныне нет места негативным переживаниям и страху.

Лечение гипнозом не только устанавливает и устраняет виновников иррациональных страхов. Гипнотерапия дает стимул детям дошкольного возраста для совершенствования своего потенциала и раскрытия в полном объеме существующих способностей. После сеансов гипнозом ребенокстановится свободной, решительной, уверенной в себе личностью, которой по плечу с достоинством преодолеть любые жизненные невзгоды.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Таблица показателей навыков и умений детей до года, Марья

Таблица показателей навыков и умений детей до года. Нервно-психическое развитие ребенка до 1 года. Основные показатели и величины. Каждый малыш индивидуален, и темпы развития у всех детей тоже очень разные.

Счастливые дети — Что делает наших детей СЧАСТЛИВЫМИ? Всегда ли счастливы желанные дети? 2 ответа

В разделе Прочие дела домашние на вопрос Что делает наших детей СЧАСТЛИВЫМИ? Всегда ли счастливы желанные дети? заданный автором Осень золотая (Танюша) лучший ответ это Если родители любят дур друга, живут душа в душу-они счастливы.

Сценарий Святки для детей

Вед. Друзья, вы знаете, что 7 января мы отмечали праздник Рождества Христова. А дни от Рождества до Крещения в народе называли Светлыми или Святками. Святки – святые дни, когда вспоминают о любви к Богу, к людям, о том, что необходимо делать добро и жить в мире со всеми окружающими и самим собой.

Сценарий летнего развлечения для детей старшего дошкольного возраста «В поисках Лета» ( на участке детского сада)

Сценарий летнего развлечения для детей старшего дошкольного возраста «В поисках Лета» ( на участке детского сада) Сценарий летнего развлечения для детей старшего дошкольного возраста Развивать умение в установлении связи между жизненными явлениями и их воплощении в музыкальных образах, средствами музыкальной выразительности; Содействовать творческому исполнению песен напевного характера, учить детей дополнять импровизацию взрослого; Побуждать к поиску выразительных средств в песенном творчестве; Формировать у детей отношение к празднику как к чудесному, радостному событию; Содействовать развитию коммуникативных навыков в общении детей между собой.

Сценарий 1 июня День защиты детей в детском саду, Сценарий для праздников

Праздник проводится на улице, на площадке детского сада. Под веселую музыку дети занимают места по периметру. Здравствуйте, Здравствуйте, Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас! Как много светлых улыбок Мы видим на лицах сейчас.

Стресс у детей и подростков: причины и последствия, лечение и профилактика

Стресс у детей и подростков: причины и последствия, лечение и профилактика ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Российская Федерация Вершинина Светлана Викторовна, к-т мед.

Переходный возраст у детей проблемы и особенности

Переходный возраст у детей. Проблемы и особенности переходного возраста. В жизни каждого ребенка неминуемо наступает подростковый возраст. В организме начинают происходить значительные изменения, которые не только сам подросток ощущает на себе, но это становится заметно и для окружающих.

Стресс у детей и подростков

В среднем подростковом возрасте дети переживают период быстрого социального, эмоционального и интеллектуального взросления, а также испытывают определенное давление со стороны родителей, которые хотят, чтобы дети соответствовали их ожиданиям.

Переходный возраст у детей по книге Байярд «Ваш беспокойный подросток

Переходный возраст, или пубертат у детей обычно подходит незаметно. И милый спокойный ребенок превращается в неуправляемое существо. Этот период когда-то закончится, как очередная болезнь роста, а вот родителям следует подумать, как выжить рядом с подрастающим отпрыском.

Переходный возраст у детей и как избежать проблем, Секреты красоты и здоровья

Переходный возраст у детей и как избежать проблем Принято считать, что самый тяжелый период для родителей — 13—14 лет. Подростки, как все мы знаем, неуправляемы, замкнуты и дерзки.

Стресс у детей

Ежедневно мы сталкиваемся с ситуациями, требующими от нас собранности, хорошей реакции. Такие ситуации связаны с резкой переменой окружающей среды, смене психо-эмоционального окружения.

Страшные рассказы для детей: Жуткие истории для детей, страшные рассказы на ночь

Зеленые глаза ищут твою квартиру! Тут раздался звонок в дверь, она открыла: Все свои вещи она разделила до смерти между родственниками. Но старое пианино не досталось никому.

Страхи, фобии у детей

Из: Челябинская область ой а можно я здесь про малышовые страхи? Тимка стал бояться пылесоса и всех громкоработающих приборов, хотя раньше внимания на них не обращал, и я теперь не могу убираться, только если кто-то с ним в другой комнате посидит, как ему объяснить что это не страшно? Катерина раньше тоже от пылесоса вздрагивала.

Переходный возраст у детей

В возрасте 12 лет у каждого подростка начинается переходный возраст. У кого-то этот период начнётся раньше, у других позже, но рано или поздно каждый ребёнок столкнётся с этим.

Страхи у детей: причины и коррекция

А вы помните себя в детстве? Помните, насколько удивительна, интересна, насыщенна была ваша жизнь. В детские годы каждый день, каждый час, каждую минуту мы встречали что-то новое, неизведанное, непознанное.

Переходный возраст наших детей, СЕМЬЯ и ВЕРА

Добрый вечер, дорогие наши посетители! Те из нас, у кого есть дети, рано или поздно, сталкиваются с так называемым переходным возрастом наших детей. Что же такое – переходный возраст? Когда он начинается и когда оканчивается? Чем он чреват, и как пережить переходный возраст с минимальными потерями? Давайте попробуем разобраться в этих вопросах.

Страхи у детей: ошибки и вопросы родителей

Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей. разговоры при ребенке о смерти, болезнях, несчастных случаях и убийствах; ну и, конечно, телевидение — мультфильмы и фильмы-«ужастики», и особенно передачи для взрослых, смакующие тему насилия.

Страхи у детей: от новорожденных до подростков

Страхи у детей: от новорожденных до подростков. Как их преодолеть? Чего боится ребенок в каждом возрасте? Страх темноты, собак и смерти Детские страхи нормальное явление.

Переходный возраст (проблема глазами детей)

Переходный возраст у ребенка не самое легкое время для родителей. Это тот период, когда подростки приносят много «сюрпризов», у ребенка перестраивается гормональная система, появляются новые интересы и увлечения.

Страхи у детей школьного и дошкольного возраста, методы борьбы с фобиями

Страхи у детей - какие бывают и как с ними справиться? Каждый человек хоть раз боялся чего-то, испытывал чувство тревоги, волновался. Страх – это защитный механизм нашего организма.

Страхи у детей с аутизмом

Легко возникающие страхи и повышенная тревожность, затрудняющие активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, характерны для многих нарушений психического развития.

Страхи у детей от 3 до 7 лет, Женский клуб

Детские страхи нередко кажутся взрослым смешными и несерьезными. Однако их надо вовремя распознать и «вылечить», чтобы они не превратились в настоящие кошмары.

Переходный возраст — эффективное решение проблем переходного возрасту у детей

Начиная где-то с 12 лет, чадо меняется на глазах. Ребенок все чаще убегает из дома к друзьям, закатывает скандалы, не реагирует на просьбы и наставления старших, становится более обидчивым и даже агрессивным.

Страхи у детей дошкольного возраста – причины, коррекция

Как показывают многочисленные исследования, в большинстве своем взрослые фобии формируются в детстве, в том числе самом раннем. Страхи у детей – нормальная реакция на настоящую или вымышленную угрозу.

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> --> --> -->