Не пропусти
Главная » Развитие детей » Стресс у детей

Стресс у детей

Стресс у детейЕжедневно мы сталкиваемся с ситуациями, требующими от нас собранности, хорошей реакции. Такие ситуации связаны с резкой переменой окружающей среды, смене психо-эмоционального окружения. Такая резкая смена в устоявшемся укладе жизни человека называется стрессовой ситуацией. Глупо полагать, что стрессу подвержены только взрослые люди, которые сталкиваются с ними чаще всего на работе. Дети тоже очень часто подвергаются стрессу в повседневной жизни.

Стресс приводит к незначительным перестройкам в организме ребенка, помогающим справиться с переменой окружающей среды. Такие перемены в организме временные, и после нормализации окружающей обстановки ребенка, организм опять перестраивается на повседневную работу.

Изменения в организме, направленные на борьбу со стрессом, «выматывают» организм, так как требуют больших затрат энергии. При длительном стрессе, когда организм не успевает «отдохнуть», могут развиваться стойкие нарушения функции организма, которые будут проявляться в виде различных заболеваний.

Стрессовые ситуации могут поджидать ребенка каждый день. С первой стрессовой ситуацией ребенок встречается во время родов. В этот период переходит из одной среды жизни в другую. В утробе матери ребенок был защищен от любого воздействия окружающей среды, он постоянно получал питание, всегда было тепло. После рождения ребенку приходится самостоятельно поддерживать свою температуру, искать пищу. У ребенка изменяется тип кровообращения, происходит закрытие некоторых сообщений между сосудами. Это происходи по той причине, что изменяется артериальное давление в сосудах и выделяется большое количество адреналина. Так же сразу после рождения у ребенка происходит расправление легких и совершается первый вдох, который сопровождается криком. Это происходит из-за снижения поступления кислорода в головной мозг ребенка. Еще одним стимулятором первого вдоха является снижение температуры окружающей среды.

Следующей стрессовой ситуацией, с которой сталкивается ребенок, становится поиск еды. Еда необходима ребенку для производства энергии, которая накапливается в организме в виде глюкозы (сахара). Наиболее опасным в плане развития гипогликимии (пониженного содержания сахара в крови) для новорожденного ребенка являются первые 2 часа жизни. В этот период ребенок обязательно должен получить питание. Находясь в утробе матери, ребенок постоянно получал питание, и ему не требовалось делать запасы энергии. Оказавшись во внешней среде, ребенок тратит большое количество энергии на все перестройки организма, поэтому запасы глюкозы быстро истощаются. Снижение глюкозы вызывает нарушение работы головного мозга, что очень опасно для жизни ребенка, поэтому очень важно покормить ребенка в течение первых двух часов его жизни. В дальнейшем ребенок учится получать питание при снижении уровня глюкозы в организме. Для этого он сообщает матери о том, что хочет кушать, при помощи крика и плача.

Еще одной стрессовой ситуацией, связанной с периодом новорожденности, является переохлаждение. Новорожденный ребенок не может регулировать свою температуру тела в достаточной степени, как это делают взрослые. Это связано с малой прослойкой подкожно-жировой клетчатки и несовершенством процессов терморегуляции. Так же при снижении температуры окружающей среды взрослые поддерживают температуру тела при помощи дрожи. Дрожь – это хаотичное сокращение мышц, из-за чего вырабатывается большое количество тепла. Такой термогенез называется дрожательным. У новорожденных детей такой способности нет, поэтому, при резком снижении температуры окружающей среды, дети не могут поддерживать температуру тела.

Основными стрессовыми ситуациями в старшем возрасте становятся ситуации с переменой окружающей обстановки и взаимоотношений. Если родители ребенка очень часто меняют место жительства, то это плохо сказывается на приспособительных реакциях детского организма. Ребенку постоянно приходится привыкать к новой обстановке, к новому детскому саду, к новой воспитательнице, искать новых друзей. В подростковом возрасте дети сталкиваются с проблемами общения и самореализации. В этот период очень важно присутствие рядом человека, с которым можно поговорить, поделиться своими проблемами, попросить совета. Не всегда этим человеком могут стать родители, так как не все свои проблемы ребенок может рассказать маме или папе, но очень важно стремится к открытому диалогу с ребенком, стараться участвовать в жизни ребенка, помогать ему советами.

Одним из важных факторов в жизни ребенка является его досуг. В современном мире дети не могут найти себе занятия, организовать досуг. Все основное время детей занимают компьютерные игры и интернет. Дети теряют способность к общению, к поиску друзей, тем для разговоров. В этом случае важно подобрать для ребенка хобби, которое его бы заинтересовало. Нельзя навязывать ребенку что-то, что ему не нравится (музыкальная школа, бальные танцы и другое), ребенок сам должен сделать выбор, ваше задача его заинтересовать и помочь ребенку сделать выбор.

Еще с более серьезными трудностями детям приходится сталкиваться, если они из неблагополучных семей. Ежедневно им приходится идти домой, где их ждет пьяный отец, отсутствие ужина или, что уже совсем плохо, избиение или насилие. Таких детей очень часто социальные работники забирают из семей, что является также очень большим стрессом для ребенка. Дети, после того как их забрали из семьи, находятся в больницах, детских домах. Для ребенка такое окружение является непривычным, травмирующим его психологически. Ребенок ощущает свою ненужность, что у него нет никого близкого. В школе, детском саду такие дети очень часто находятся несколько обособленно от остальных, так как они понимают свою социальную «неполноценность».

Еще одним этапом в жизни ребенка, связанным со стрессовыми ситуациями, является получение сексуального опыта. В подростковом возрасте ребенок изучает свое тело, которое в этот период подвергается различным метаморфозам. Дети, путем проб и ошибок, на собственном опыте изучают все премудрости половой жизни. Такой опыт не всегда бывает удачным, и очень часто первый сексуальный опыт связан с разочарованиями. Очень часто в этот период дети могут стать объектом насмешек и издевательств со стороны более опытных сверстников.

Как вы заметили, причин для стресса у детей ни на много меньше, чем у взрослых. Каким же образом стресс проявляется у детей?

Стрессовая ситуация требует от нашего организма какого-то действия, а любое действие влечет за собой трату энергии. В стрессовых ситуациях расход энергии в организме ребенка увеличивается в десятки раз. Помимо энергии еще расходуются микро- и макроэлементы из резервов организма и образуется большое количество вредных веществ. Все это влечет к истощению организма, его изнашиваемости. Поэтому очень важно, чтобы стрессы были краткосрочными и не повторялись, слишком часто, чтобы организм ребенка успевал «отдыхать» и восстанавливать свои запасы веществ.

Во время стрессовых ситуаций в организме образуется большое количество свободных электролитов, которые оказывают токсическое действие на клеточную стенку. Из-за этого клеточная стенка становится более проницаемой, и в клетки поступает большое количество различных веществ, в том числе и вирусов. Все это ведет к повышенной гибели клеток нашего организма. Для борьбы со свободными электролитами в нашем организме существуют вещества, обладающие антиоксидантным действием. Эти вещества стабилизируют клеточную стенку и выводят свободные электролиты из организма, связывая их. К таким веществам относятся витамины С, РР, группы В, микроэлемент селен. Однако запас этих веществ в нашем организме не безграничен, поэтому, когда эти запасы истощаются, появляются симптомы хронического стресса.

Первой на стресс реагирует кожа. У детей снижается тургор кожи, она становится бледной, появляется склонность к шелушению, образованию угрей. Очень часто при хроническом стрессе у детей из-за снижения количества витаминов в организме появляются заеды в уголках рта (хейлит). Эти заеды достаточно болезненные, имеют тенденцию к распространению и плохо поддаются лечению. Помимо кожи, первыми на стресс отвечают еще и придатки кожи (волосы, ногти). Волосы теряют свой цвет, становятся тусклыми, ломкими. Очень часто при стрессах у детей может развиться очаговая аллопеция. Это заболевание связано с укорочением жизни волоса и повышенным выпадением волос. Проявляется данное заболевание в виде участков облысения на волосистой части головы. Ногти становятся ломкими, расслаиваются. Достаточно характерным проявлением хронического стресса является то, что дети грызут ногти. Из-за этого ногтевая пластинка имеет неровный край, происходит расслоение ногтя.

Очень часто при длительном стрессе наблюдаются нарушения в нервной системе. Это может проявиться в виде нарушений сна (бессонница, беспокойный сон), появления различных тиков. Тики проявляются в виде непроизвольных сокращений различных групп мышц. Это может быть подергивание глаза, искривление угла рта, наклон головы.

При более длительном течении стрессовых ситуаций довольно часто происходит поражение желудочно-кишечного тракта. У детей с хроническим стрессом можно наблюдать стертость верхней кромки зубов из-за постоянного скрежетания ими. Поражение желудочно-кишечного тракта проявляется в различных диспепсических расстройствах: боли в животе, тошнота, изжога, урчание живота, запоры или поносы. Дети теряют в весе, пища плохо переваривается, снижается поступление в организм железа, что так же ведет к ухудшению состояния.

Из-за снижения содержания витаминов в организме ребенка происходит снижение его барьерных систем. Это ведет к снижению устойчивости организма к воздействию вирусов и бактерий, что проявляется в частых простудных заболеваниях.

Помимо развития различных состояний хронический стресс приводит к обострению уже имеющихся у детей заболеваний. Так стрессовые ситуации приводят к увеличению выработки соляной кислоты желудком ребенка, что может привести к обострению хронического гастрита.

Так же существует такое заболевание, как стрессовая язва, и связано оно с развитием язвенной болезни желудка в ответ на частый стресс. Частый стресс приводит к ухудшению течения бронхиальной астмы, усиливает проявления дискинезии желчевыводящих путей. У девочек хронический стресс может вызвать нарушение менструального цикла, вплоть до его отсутствия.

Очень важно постараться оградить ребенка от стрессовых ситуаций. Это главная забота каждого родителя, чтобы его ребенок был счастлив. Постарайтесь создать для ребенка обстановку, которая не будет его нервировать. Проводите все свое свободное время с детьми, интересуйтесь их жизнью, старайтесь участвовать в решении каких-то вопросов и проблем, которые возникают у вашего ребенка. Ничто так не снимает стресс, как поездка на природу, особенно в лес.

Старайтесь вывозить своих детей за город, ходить с ними в лес по грибы и ягоды. Очень важно, чтобы отдых был активным: съездите на пикник на велосипедах, поиграйте с ребенком в мяч, волейбол, бадминтон.

Ребенок должен получать сбалансированную пищу, богатую белками углеводами и витаминами. Очень важно наличие в рационе ребенка свежих овощей и фруктов. Помните, в некоторых продуктах питания помимо витаминов содержится еще и эндорфин (гормон счастья). Таким продуктами, богатыми эндорфином, являются бананы, салями и шоколад. Употребление этих продуктов способствует улучшению настроения.

Для снижения токсического действия свободных электролитов на клетки организма ребенок должен получать достаточное количество витаминов. Очень важно поступление в организм ребенка витамина С, который в большом количестве содержится в цитрусовых. Однако употребление в пищу большого количества цитрусовых плодов может вызвать развитие аллергии. Можно использовать поливитаминные комплексы. Но помните, что прием витаминов должен быть ограниченным 30 днями и не более 2-х раз за год. Так же очень хорошее воздействие на организм оказывают поливитамины содержащие селен, который обладает антиоксидантными свойствами.

В тяжелых случаях, когда стрессовые ситуации не удается побороть всеми описанными способами, приходится обращаться за медицинской помощью к психологу, психотерапевту и даже психиатру.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Таблица показателей навыков и умений детей до года, Марья

Таблица показателей навыков и умений детей до года. Нервно-психическое развитие ребенка до 1 года. Основные показатели и величины. Каждый малыш индивидуален, и темпы развития у всех детей тоже очень разные.

Счастливые дети — Что делает наших детей СЧАСТЛИВЫМИ? Всегда ли счастливы желанные дети? 2 ответа

В разделе Прочие дела домашние на вопрос Что делает наших детей СЧАСТЛИВЫМИ? Всегда ли счастливы желанные дети? заданный автором Осень золотая (Танюша) лучший ответ это Если родители любят дур друга, живут душа в душу-они счастливы.

Сценарий Святки для детей

Вед. Друзья, вы знаете, что 7 января мы отмечали праздник Рождества Христова. А дни от Рождества до Крещения в народе называли Светлыми или Святками. Святки – святые дни, когда вспоминают о любви к Богу, к людям, о том, что необходимо делать добро и жить в мире со всеми окружающими и самим собой.

Сценарий летнего развлечения для детей старшего дошкольного возраста «В поисках Лета» ( на участке детского сада)

Сценарий летнего развлечения для детей старшего дошкольного возраста «В поисках Лета» ( на участке детского сада) Сценарий летнего развлечения для детей старшего дошкольного возраста Развивать умение в установлении связи между жизненными явлениями и их воплощении в музыкальных образах, средствами музыкальной выразительности; Содействовать творческому исполнению песен напевного характера, учить детей дополнять импровизацию взрослого; Побуждать к поиску выразительных средств в песенном творчестве; Формировать у детей отношение к празднику как к чудесному, радостному событию; Содействовать развитию коммуникативных навыков в общении детей между собой.

Сценарий 1 июня День защиты детей в детском саду, Сценарий для праздников

Праздник проводится на улице, на площадке детского сада. Под веселую музыку дети занимают места по периметру. Здравствуйте, Здравствуйте, Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас! Как много светлых улыбок Мы видим на лицах сейчас.

Стресс у детей и подростков: причины и последствия, лечение и профилактика

Стресс у детей и подростков: причины и последствия, лечение и профилактика ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Российская Федерация Вершинина Светлана Викторовна, к-т мед.

Переходный возраст у детей проблемы и особенности

Переходный возраст у детей. Проблемы и особенности переходного возраста. В жизни каждого ребенка неминуемо наступает подростковый возраст. В организме начинают происходить значительные изменения, которые не только сам подросток ощущает на себе, но это становится заметно и для окружающих.

Стресс у детей и подростков

В среднем подростковом возрасте дети переживают период быстрого социального, эмоционального и интеллектуального взросления, а также испытывают определенное давление со стороны родителей, которые хотят, чтобы дети соответствовали их ожиданиям.

Переходный возраст у детей по книге Байярд «Ваш беспокойный подросток

Переходный возраст, или пубертат у детей обычно подходит незаметно. И милый спокойный ребенок превращается в неуправляемое существо. Этот период когда-то закончится, как очередная болезнь роста, а вот родителям следует подумать, как выжить рядом с подрастающим отпрыском.

Переходный возраст у детей и как избежать проблем, Секреты красоты и здоровья

Переходный возраст у детей и как избежать проблем Принято считать, что самый тяжелый период для родителей — 13—14 лет. Подростки, как все мы знаем, неуправляемы, замкнуты и дерзки.

Страшные рассказы для детей: Жуткие истории для детей, страшные рассказы на ночь

Зеленые глаза ищут твою квартиру! Тут раздался звонок в дверь, она открыла: Все свои вещи она разделила до смерти между родственниками. Но старое пианино не досталось никому.

Страхи, фобии у детей

Из: Челябинская область ой а можно я здесь про малышовые страхи? Тимка стал бояться пылесоса и всех громкоработающих приборов, хотя раньше внимания на них не обращал, и я теперь не могу убираться, только если кто-то с ним в другой комнате посидит, как ему объяснить что это не страшно? Катерина раньше тоже от пылесоса вздрагивала.

Переходный возраст у детей

В возрасте 12 лет у каждого подростка начинается переходный возраст. У кого-то этот период начнётся раньше, у других позже, но рано или поздно каждый ребёнок столкнётся с этим.

Страхи у детей: причины и коррекция

А вы помните себя в детстве? Помните, насколько удивительна, интересна, насыщенна была ваша жизнь. В детские годы каждый день, каждый час, каждую минуту мы встречали что-то новое, неизведанное, непознанное.

Переходный возраст наших детей, СЕМЬЯ и ВЕРА

Добрый вечер, дорогие наши посетители! Те из нас, у кого есть дети, рано или поздно, сталкиваются с так называемым переходным возрастом наших детей. Что же такое – переходный возраст? Когда он начинается и когда оканчивается? Чем он чреват, и как пережить переходный возраст с минимальными потерями? Давайте попробуем разобраться в этих вопросах.

Страхи у детей: ошибки и вопросы родителей

Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей. разговоры при ребенке о смерти, болезнях, несчастных случаях и убийствах; ну и, конечно, телевидение — мультфильмы и фильмы-«ужастики», и особенно передачи для взрослых, смакующие тему насилия.

Страхи у детей: от новорожденных до подростков

Страхи у детей: от новорожденных до подростков. Как их преодолеть? Чего боится ребенок в каждом возрасте? Страх темноты, собак и смерти Детские страхи нормальное явление.

Переходный возраст (проблема глазами детей)

Переходный возраст у ребенка не самое легкое время для родителей. Это тот период, когда подростки приносят много «сюрпризов», у ребенка перестраивается гормональная система, появляются новые интересы и увлечения.

Страхи у детей школьного и дошкольного возраста, методы борьбы с фобиями

Страхи у детей - какие бывают и как с ними справиться? Каждый человек хоть раз боялся чего-то, испытывал чувство тревоги, волновался. Страх – это защитный механизм нашего организма.

Страхи у детей с аутизмом

Легко возникающие страхи и повышенная тревожность, затрудняющие активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, характерны для многих нарушений психического развития.

Страхи у детей от 3 до 7 лет, Женский клуб

Детские страхи нередко кажутся взрослым смешными и несерьезными. Однако их надо вовремя распознать и «вылечить», чтобы они не превратились в настоящие кошмары.

Страхи у детей дошкольного возраста: причины, как помочь

Страхи у детей: как избавить дошкольников от переживаний Большинство малышей, детей дошкольного и школьного возраста, подростков проходят все этапы взросления, сталкиваясь с естественными страхами.

Переходный возраст — эффективное решение проблем переходного возрасту у детей

Начиная где-то с 12 лет, чадо меняется на глазах. Ребенок все чаще убегает из дома к друзьям, закатывает скандалы, не реагирует на просьбы и наставления старших, становится более обидчивым и даже агрессивным.

Страхи у детей дошкольного возраста – причины, коррекция

Как показывают многочисленные исследования, в большинстве своем взрослые фобии формируются в детстве, в том числе самом раннем. Страхи у детей – нормальная реакция на настоящую или вымышленную угрозу.

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> --> --> -->