Не пропусти
Главная » Развитие детей » Условия устранения страхов у детей — Библиотека — Доктор Комаровский
Предшествующие случаи страхов в подростковом возрасте говорят об отсутствии надлежащей помощи в более раннем - младшем школьном и особенно дошкольном возрасте, когда страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной, преходящий характер.

Условия устранения страхов у детей — Библиотека — Доктор Комаровский

Предшествующие случаи страхов в подростковом возрасте говорят об отсутствии надлежащей помощи в более раннем — младшем школьном и особенно дошкольном возрасте, когда страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной, преходящий характер. Во всех случаях успешность устранения страхов зависит от знания их причин и особенностей психического развития.

Так, страхи, возникающие в процессе общения с родителями и сверстниками, отличаются от страхов, рожденных воображением ребенка или в результате испуга. Соответственно в первом случае речь идет о внушенных, во втором — о личностно обусловленных и в третьем — о ситуативно возникших страхах. Нередко все эти механизмы развития страхов сочетаются между собой, образуя их сложно мотивированную структуру.

Страхи, возникающие в результате психологического заражения или внушения, устраняются не только воздействием на ребенка, но и в результате изменения неадекватно сформировавшихся отношений родителей. Личностно обусловленные страхи могут быть устранены и оказанием помощи непосредственно детям, в то время как ситуационные страхи требуют комбинированного подхода. Во всех случаях целесообразно смотреть на страхи не столько глазами взрослых, сколько глазами детей.

Понимание чувств и желаний детей, их внутреннего мира, а также положительный пример родителей, самокритичное признание своих недостатков и их преодоление, перестройка неправильных, неадекватных отношений с ребенком, гибкость и непосредственность в воспитании, уменьшение тревожности, излишней опеки и чрезмерного контроля создают необходимые предпосылки для успешного устранения страхов.

Нельзя винить, а тем более ругать и наказывать ребенка за то, что он боится, такой беззащитный и несчастный, поскольку во всем он зависит от родителей, несущих персональную ответственность за его самочувствие и способность противостоять внутренним и внешним угрозам.

Существуют две взаимоисключающие точки зрения в отношении возникших страхов. По одной из них, страхи — это сигнал к тому, чтобы еще больше оберегать нервную систему ребенка, предохранять его от всех опасностей и трудностей жизни. Подобной точки зрения нередко придерживаются некоторые врачи-невропатологи и педагоги, советующие лечебно-охранительный режим вместе с исключением чтения сказок, просмотра мультфильмов и остальных телепередач, посещения новых мест.

Такие советы родители охотно воспринимают как необходимость ограничения самостоятельности, усиления опеки и начинают беспокоиться с удвоенной энергией. Получается, что ребенок еще больше изолируется от окружающего мира, контактов со сверстниками и оказывается в замкнутой семейной среде, где продолжение общения с тревожно-мнительными взрослыми только усиливает его подверженность страхам, опасениям и сомнениям.

Противоположный взгляд состоит в игнорировании страхов как проявлений слабости, безволия или непослушания. Страхи не замечают, ребенку не сочувствуют, над ним иронизируют, смеются, а то и наказывают за проявления трусости и малодушия. При такой бездушной или репрессивной тактике родителей, дети боятся признаться не только в своих опасениях и страхах, но и в переживаниях вообще.

Тогда со страхами, как интимными переживаниями, выплескиваются и доверие, искренность, открытость детей в отношениях с родителями. Жестокость и бесчувствие, культивируемые в таких семьях, деформируют характер детей, «не страдающих» в подростковом, юношеском и взрослом возрасте от избытка человеческих чувств и переживаний.

Страх, следовательно, можно устранить и крайними мерами. Но система тотальных предохранений и необоснованных наказаний, искусственная изоляция ребенка рухнут, как карточный домик, при столкновении с жизнью в более старшем возрасте, а закрытость чувств и двойственность в характере придется по душе далеко не всем в дальнейшем.

Наиболее адекватный вариант — отношение к страхам без лишнего беспокойства и фиксации, чтения морали, осуждения и наказания. Если страх выражен слабо и проявляется временами, то лучше отвлечь ребенка, занять интересной деятельностью, поиграть с ним в подвижные, эмоционально насыщенные игры, выйти на прогулку, покататься с горки, на санках, лыжах, велосипеде. Тогда многие страхи рассеиваются, как дым, если к тому же ребенок чувствует поддержку, любовь и признание взрослых, их стабильное и уверенное поведение.

Следовательно, чем больше интересов у детей, тем меньше страхов, и, наоборот, чем больше ограничен круг интересов и контактов, тем больше фиксация на своих ощущениях, представлениях и страхах.

В большинстве случаев страхи уходят сами, так и не заявив о себе в полный голос. Звучащая в них тема перестает волновать ребенка, поглощенного новыми впечатлениями. С возрастом происходит интеллектуальная переработка страхов, теряющих чисто эмоциональный оттенок и наивный детский характер. Если упоминание о Бармалее способно вызвать дрожь у 3-4-летних детей, то подросток откровенно рассмеется.

Однако тот же подросток может бояться смерти родителей и войны, что аналогично страху смерти, скрывающемуся у малышей в образе Бармалея. Природа не терпит пустоты, и страхи как форма познания и отражения действительности наполняют каждый раз жизненное пространство ребенка, заставляя его по-новому осмысливать жизненные ценности и отношения окружающих его людей.

Таким образом, страхи детей требуют каждый раз пристального внимания и серьезного изучения со стороны взрослых. Тогда можно своевременно предпринять ряд соответствующих мер и не допустить чрезмерного разрастания страхов, перехода в подростковом возрасте в более или менее устойчивые черты личности, подрывающие активность и уверенность в себе, препятствующие полноценному общению и раскрытию новых возможностей.

Чтобы не превращать борьбу со страхами в противоборство с ветряными мельницами, нужно и самим родителям самокритично задать себе вопрос: «Какие страхи у нас самих были в детстве и чего мы боимся сейчас?». Общие страхи должны устраняться общими усилиями, то есть совместными действиями, мероприятиями, той же игрой, преодолевающей страх.

Требуют пересмотра и многие черты характера родителей боящихся детей. Изменить его непросто, тем не менее, это необходимо сделать как можно раньше. Начать лучше с изменения отношения к ребенку: дать ему больше свободы, приучить решать самому собственные проблемы. Мешают этому негибкость, нередко предвзятость в восприятии детей, а также непроизвольный перенос на них родительских тревог, страхов и проблем.

Так, страх одиночества у матери вместе с общей тревожностью ведет к болезненной привязанности ребенка и устранению на его пути всех препятствий и трудностей, которые как раз и нужно преодолеть, чтобы стать способным к самостоятельной жизни. Мнительность родителей проявляется в стремлении постоянно проверять и перепроверять ребенка, педантичном предопределении его образа жизни.

Всем этим непроизвольно культивируются страхи детей, так как родители излишне беспокоятся о самом факте наличия страхов, как бы застревают на них, вместо того чтобы понять источники и предпринять реальные шаги для их устранения. Тогда страхи при отсутствии реальных перемен у родителей могут вернуться снова.

Иногда страхи трудноустранимы только потому, что предпринимаются попытки воздействия на их внешнюю сторону, без учета характера, смысла и значения. Более эффективным будет воздействие на причину страха, порождающие его условия и обстоятельства.

Так, вместо того чтобы бороться с воображаемым страхом перед Волком или Кощеем, нужно проанализировать возможные причины этих страхов, нередко находящиеся в сфере семейных отношений, в частности в конфликтном поведении отца, раздраженного и грозящего наказанием. Также и устойчивый страх Бабы Яги может говорить о том, что матери необходимо пересмотреть свои отношения с ребенком, сделать их более теплыми, непосредственными и откровенными.

Первое, что нужно осуществить, — возвратить ребенку детство, из которого он ушел раньше времени. Достигается это совместной деятельностью, прогулками, разнообразными, эмоционально насыщенными играми, детскими спектаклями, кукольными представлениями, где много веселья и музыки, посещениями парков и аттракционов, а также систематическим чтением сказок (но не перед сном), рисованием красками, увлекательными походами и различными спортивными мероприятиями.

Необходимо участие во всем этом взрослых, которые сами как бы попадают в свое детство, становятся более непосредственными в общении с детьми. Любая возня с родителями и сверстниками, подвижные игры, смех, дружелюбная ирония, шутки, как и чтение, разыгрывание сказок и несложных, придуманных детьми историй, способны создать эмоционально лучшие условия для детства, не омраченного страхами, с которыми не может справиться ребенок.

Само собой разумеется, что нужно учить детей сдерживаться, но если делать это слишком рано, быть чрезмерно серьезными и требовательными, можно только закрепить отрицательные эмоции ребенка, сгустить их до степени страха или гнева и нередко достичь противоположных результатов.

Решиться помочь детям полностью избавиться от страха — это значит принять активное участие в их жизни. Но активность не означает, что можно всегда вмешиваться в личную жизнь детей, грубо пытаться тренировать их волю, заставляя без всякой подготовки пробегать многокилометровую дистанцию с препятствиями в виде страхов. Подобные попытки обрекают на еще более острое ощущение своей беспомощности и неспособности оправдать ожидания взрослых. Поэтому к боящемуся ребенку нужен особый психологический подход, основанный на понимании его чувств и желаний, укреплении «я» и перестройке при необходимости характера и отношений с людьми.

Для лучшего воздействия на страхи, нужно, прежде всего, установить контакт с детьми, подразумевающий доверительное отношение как условие развития творческих возможностей и веры в себя.

Отправная точка любого психотерапевтического воздействия — это принятие чувств и желаний детей и их самих такими, какие они есть, что позволяет индивидуализировать воздействие на ребенка и сделать его более результативным.

Если же пытаться вместо устранения страхов «выяснять отношения» с ребенком или считать его безнадежно упрямым и не способным к переменам, то вряд ли он сможет проявить активность и преодолеть страх. Мы не случайно придаем такое большое значение взаимоотношениям родителей и детей, раз они сказываются самым существенным образом на процессе устранения страхов.

Затрудняют прохождение страхов непримиримость к ним взрослых, категоричность принимаемых по поводу страхов решений, а также недоверие к способности детей избавиться от страха, как и возведение в абсолют любых ошибок на этом пути, в чем проявляются особенности характера взрослых членов семьи, и сами по себе осложняющие отношения с детьми.

Безусловным фактором является терпение при работе с детьми по устранению страхов, так как не всегда удается достичь незамедлительных результатов. В немалой степени это зависит и от способности самих детей перестраивать отношения и наполнять свою жизнь новым содержанием. Нередко ожидаемый эффект снижается из-за быстрой утомляемости ребенка, нервно-психических и частых заболеваний.

Главным фактором, препятствующим избавлению детей от страхов, будет неблагополучное нервно-психическое состояние самих родителей и конфликты в семье. В этом случае необходима предварительная помощь самим родителям и нередко всей семье в целом. Только после этого имеет смысл проведение разработанных нами и успешно зарекомендовавших себя на практике психотерапевтических методик преодоления страхов детьми.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Учебник: Социальная конфликтология — Глава: Конфликты во взаимоотношениях родителей и детей онлайн

Конфликты между родителями и детьми — одни из самых распространенных в семейной жизни. Даже в благополучных семьях более чем в 30\% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями.

Учебная мотивация детей и подростков

Учебная мотивация детей и подростков. Рекомендации для родителей - Психолог в СПб Учебная мотивация детей и подростков. Рекомендации для родителей Существует три основных причины снижения успеваемости учеников в школе.

Утренняя зарядка для детей 3 4 лет в детском саду

Утренние гимнастические комплексы для детей 3-4 года 1. Переход с одного места на противоположное от педагога - взгляд на осенние листья Упражнения без Элементы И. 1 - Ноги по ширине стопы, руки вдоль ствола.

Усыновленных детей защитили

Россия и США подписали соглашение по усыновлениям. Подписание соглашения - большой шаг вперед. На самом деле, и американская и российская стороны добивались установления внятных механизмов усыновления.

Усыновления детей оставшихся без попечения родителей

усыновления детей оставшихся без попечения родителей Людмила Игоревна Гурьева, заведующая отделом семейного устройства детей, оставшихся без попечения родител.

Усыновление детей: тонкости и нюансы

Вступительное слово Натальи Карпович: Прежде всего, спасибо большое РИА Новости и всем гражданам, которые участвуют в обсуждении такого важного вопроса, как возможность принять ребенка свою семью, быть членом семьи.

Усыновление детей: за и против

усыновление ребенка Решение взять ребенка из детдома является очень трудным множеству семейных пар. Ведь это дополнительные обязательства в вашей семье с уже появившемся малышом (пусть даже несколько месячным), это присутствия госорганов, которые следят за вашем поведением в семье и ребенком.

Усыновление детей в России — вся правда

Что такое усыновление детей в России. Какие тайны тут скрываются. Сегодня мы расскажем всю правду от усыновлении в России. Но версию мы допустим: Их Аист находит в капусте Мама и папа нужны каждому ребенку, но, к сожалению, не у всех детей они есть.

Установить родительский контроль в интернете — лучшие способы и обзоры программ — как ограничить доступ в интернет для детей!

И разные способы этого контроля предлагают все операторы «большой тройки» – и Билайн, и Мегафон, и МТС, и создатели антивирусного ПО – и Лаборатория Касперского, и AVAST, и ESET (с пятой версии), встроена эта система в настройки Windows.

Успокоительные средства для детей, Азбука здоровья

Обзор успокоительных средств для детей: растительные, гомеопатические, лучшие Беспокойный ребенок любого возраста представляет собой довольно серьезную проблему, истощая долготерпение родителей и часто раздражая окружающих.

Уроки этикета: правила поведения за столом для детей

Правила поведения детей за столом. Уроки этикета и хороших манер Молодые родители не всегда серьезно относятся к советам старших в воспитании детей, а уж обучение своего малыша правилам поведения за столом считают делом десятым.

Уровень стресса у детей школьного возраста

Психологическая сущность стресса. Особенности тревожности у детей школьного возраста. Принцип анализа школьной системы Льюиса и Перки. Роль учителя в развитии уровня самовосприятия учащихся.

Упрямство и капризы детей 2-3 лет

Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Иногда встречаются жалобы только на упрямство, иногда только на капризы, а бывает на то и другое. Они могут чередоваться у одного и того же ребенка в разном возрасте.

Узнайте, почему вредно обманывать детей?

Ложь — довольно частое явление в обществе. Она может быть явной и скрытой, служить «во благо», сохранять от боли, быть защитным механизмом. О том, как и почему люди обманывают друг друга, дети узнают, когда растут и получают личный опыт общения.

У младенца кризис трех лет: признаки (упрямство, негативизм, протест, истерики), смысл кризиса у детей, примеры

Статья вышла большая и познавательная! Читаем! Мы успешно взрослеем, преодолели кризис первого года, и теперь нас ждет еще одно очень важное событие взросления! И это кризис трех лет.

У детей хотят отнять летние каникулы! Форум ЗВ

Ума палата. И это чиновник государственный. Наверно вы в курсе о подростковом тихом алкоголизме в стране?Цыфры официальные шакирующие,неофициальные ещё шокернее,собака именно в разных местах позарыта,но копать всёже надо а иначе эта вонь попрёт ещё больше.

ТУРИСТЁНОК — оздоровительный летний лагерь в Подмосковье на летних каникулах, Отдых на каникулах для детей 7-10 лет

ТУРИСТЕНОК - детский летний лагерь в Подмосковье для юных путешественников. Не покидая лагеря, ребята посетят необычные места, наполнят лето настоящими приключениями, активным и познавательным отдыхом.

Трудности работы в детском саду и особенности современных детей

Трудности работы в детском саду и особенности современных детей. Я проучилась 5 с половиной лет в педагогическом вузе на факультете психологии, 4 года на бакалавриате по специальности Практическая психология в образовании и тогда еще 1,5 года на магистратуре по специальности Психология управления в образовании . У меня был большой опыт работы с детьми как помощника психолога, я проводила диагностику с детьми по различным проблемам, сюда входило исследование психологических особенностей детей группы риска и мои исследования для курсовых - по духовно-нравственному воспитанию и тревожности, а также дипломное исследование по тревожности в подростковом возрасте.

Три четверти родителей бьют своих детей

Своих собственных детей (или детей, в воспитании которых респонденты принимают или принимали участие) физически наказывали 25% участников опроса (или примерно треть от числа имеющих опыт воспитания детей; такой опыт есть у 78% опрошенных), причем 10% сожалеют об этом, а 14% - не сожалеют.

Три ценных умения, которым нужно научить своих детей

Три ценных умения, которым нужно научить своих детей Мы учим своих детей писать и считать, развиваем их творческие способности, приобщаем к спорту, занимаемся музыкой… Мы хотим, чтобы наши отпрыски выросли умными, честными, порядочными людьми.

Тренировки ленивых детей

она сказала - я даю знания и учу, а если ребенок не хочет - это ваша работа с ним, а не моя разве это правильно? над вольной Невой правильно Всё кругом все виноваты я считаю, что тренер должен заставить ребенка пробежать кросс если он этого не хочет ( даже только потому что все дети не хотят), тренер должен заставить ребенка прыгать ну к примеру аксель, если ребенок говорит я не хочу, я не буду ( в том случае если это не прихоть, и не лень ребенка, а боязнь или самовнушение "у меня не получится") и то не заставить, а даже убедить, что это нужно, это важно, без этого не будет результата.

Тренинг взаимодействия родителей и детей «Учимся понимать друг друга&raquo

Тренинг взаимодействия родителей и детей «Учимся понимать друг друга» Рашкина Елена Алексеевна ДОУ№3 компенсирующего вида для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, педагог-психолог 2 категории.

Тревожные расстройства у детей: лечение, симптомы, причины

Тревожные расстройства у детей: лечение, симптомы, причины Тревожные расстройства характеризуются страхом, беспокойством или ужасом, который значительно ухудшает способность нормально функционировать и является несоразмерным обстоятельствам.

Тревожные расстройства у детей, Симптомы и лечение тревожных расстройств у детей Компетентно о здоровье на iLive

Некоторая мера тревожности является нормальным аспектом развития ребенка. Например, большинство детей в возрасте 1-2 лет боятся разлуки с мамой, особенно в незнакомом месте.

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> --> --> -->