Не пропусти
Главная » Развитие детей » Учебник: Социальная конфликтология — Глава: Конфликты во взаимоотношениях родителей и детей онлайн
Конфликты между родителями и детьми — одни из самых распространенных в семейной жизни. Даже в благополучных семьях более чем в 30\% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями.

Учебник: Социальная конфликтология — Глава: Конфликты во взаимоотношениях родителей и детей онлайн

Конфликты между родителями и детьми — одни из самых распространенных в семейной жизни. Даже в благополучных семьях более чем в 30\% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями. Однако эта проблема не очень часто является самостоятельным предметом отечественных психологических исследований. Она, как правило, изучается в контексте более обширных исследований: семейных отношений, возрастных кризисов, влияния развития супружеских конфликтов на развитие детей.

Семья, разумеется, далеко не единственная среда, где происходит формирование личности. И все же, в отечественной психологии и педагогике сложилось убеждение, что даже самые грубые промахи учителей обычно не так фатально сказываются на развитии личности ребенка, как неправильное поведение родителей, непонимание ими детей, конфликты.

Рассмотрим факторы, наиболее часто являющиеся причиной конфликтного взаимодействия родителей и детей.

Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. Для гармоничных внутрисемейных отношений характерно сотрудничество и взаимопомощь, равноправие всех участников семейного союза, гибкость оценок и поведения в зависимости от ситуации или состояния членов семьи, формирование семейного «Мы», стимулирование развития индивидуальности. В такой семье взрослые общаются с ребенком товарищеским тоном, корректно направляют его поведение, хвалят и поощряют, высказывая одновременно советы, допускают дискуссии по поводу своих распоряжений и не подчеркивают свое руководящее положение. Для этой семьи характерен демократический стиль воспитания детей. Все это дает психотерапевтический эффект понимания, принятия и одобрения личности.

В дисгармоничной семье наблюдается конфликтное взаимодействие супругов, отчуждение, напряженность, невозможность найти приемлемые способы общения друг с другом, затяжное нарушение психологического климата. Чувства и эмоции другого в расчет не принимаются, во взаимоотношениях сохраняется дистанция. Подобное приводит к невротическим реакциям членов семьи, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

Неэффективность родительского отношения к ребенку. А. Я. Варга, В.А. Смехов выделяют четыре причины неэффективности родительского отношения к ребенку:

1) педагогическая и психологическая несовместимость родителя, т. е. незнание родителями психологических особенностей определенного возраста;

2) некритично усвоенные и ригидные стереотипы воспитания детей;

3) личные проблемы и особенности родителей (или одного родителя), которые они привносят в общение с ребенком, как правило, родителям совсем не очевидна связь между своими проблемами и трудностями в воспитании ребенка и разрешением возникших между ними конфликтов;

4) особенности общения с другими членами семьи, влияющие на отношения с ребенком.

Наиболее типичный случай — конфликтное общение родителей влияет на их отношение к ребенку, причем в случае отсутствия отца, отношение матери может быть не менее сильным.

К сказанному можно добавить также использование родителями таких деструктивных стилей родительского воспитания, как:

авторитарный (или автократический) стиль, который характеризуется стереотипностью оценок и поведения, игнорированием индивидуальных особенностей детей, ригидностью установок, преобладанием дисциплинарных воздействий, бесцеремонностью, холодностью и диктатом. Общение ограничивается краткими деловыми распоряжениями, ведется четко и неприветливо, основывается на запретах;

либеральный (или попустительский) стиль, проявляющийся в отстраненности и отчуждении членов семьи друг от друга, безразличии к делам и чувствам другого. Во взаимоотношениях и общении реализуется принцип «делай, что хочешь». В такой семье родители, как правило, безразличны к судьбе ребенка. Это может провоцировать развитие агрессивности и преступных наклонностей, что рано или поздно приведет к семейным конфликтам.

Возрастные кризисы детей. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому и рассматривается как фактор повышения конфликтности ребенка. Дети становятся непослушными, капризными, раздражительными и даже агрессивными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями.

Выделяют следующие возрастные кризисы детей: кризис первого года (период перехода от младенчества к раннему детству); кризис трех лет (период перехода от раннего детства к дошкольному возрасту); кризис 6—7 лет (период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту); кризис полового созревания (период перехода от младшего школьного возраста к подростковому возрасту 12—14 лет); подростковый кризис 15—17 лет (Д. Эльконин).

Личностные особенности родителей и детей. В качестве неблагоприятных черт родителей, способствующих возникновению конфликтов с детьми, различными авторами выделяются такие, как, например, холодность и требовательность, ригидность и консерватизм мышления, чрезмерный рационализм, недостаток нежности и способности к ласкам у матерей, неумеренная аффектация, повышенная тревожность, периодические депрессии, вызывающие эмоциональное отвержение ребенка, злоупотребление вредными привычками (алкоголь и т.д.), ортодоксальность убеждений.

Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушение правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность.

Неблагоприятное влияние других значимых людей (кроме родителей). Здесь речь идет о негативном вмешательстве в процесс воспитания ребенка прародителей (дедушек и бабушек), а также взаимодействие с референтной группой сверстников и более старших детей.

Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает следующими реакциями: оппозицией (демонстративными действиями негативного характера); отказом (неподчинением требованиям родителей); изоляцией (стремлением избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытием информации и действий).

Особую группу конфликтов составляют конфликты родителей со взрослыми детьми (имеются в виду с детьми, определившимися в жизни, имеющими профессию, а также семью, живущими с родителями вместе или раздельно).

Выделяют следующие сложности во взаимодействии родителей со взрослыми детьми:

• отсутствие контакта с детьми — непонимание того, как они живут, чем интересуются, невозможность поговорить с ними по душам, ощущение своей родительской ненужности, чуждости ребенку;

• неуважительное, резкое отношение к родителям, постоянные ссоры и конфликты по пустякам;

• тревога за детей, вызванная тем, что они живут не так, как должны были бы, с точки зрения родителей. Часто при этом родители воспринимают своих детей как несчастных, неудачливых, запутавшихся, одиноких (сын бросил институт, дочь сделала два аборта);

• проблемы, связанные с нестандартным, отклоняющимся поведением детей (алкоголь, наркотики, азартные игры и т.п.);

• конфликты по поводу «неправильного» воспитания внуков.

• сложности, возникающие из-за готовности родителей давать советы и вмешиваться в личную жизнь своих детей, в том числе и семейную.

Основными путями профилактики конфликтного взаимодействия родителей с детьми являются:

психологическое просвещение родителей;

семейное индивидуальное и групповое консультирование;

семейная групповая и индивидуальная психотерапия.

Читать: Глава i конфликтология как отрасль психологической науки

Учебник: Социальная конфликтология - Глава: Конфликты во взаимоотношениях родителей и детей онлайнЧитать: Методологические проблемы конфликтологии

Учебник: Социальная конфликтология - Глава: Конфликты во взаимоотношениях родителей и детей онлайнЧитать: Исследования конфликта в различных областях научного знания

Читать: Глава ii феноменология конфликта

Читать: Глава iii анализ конфликта

Учебник: Социальная конфликтология - Глава: Конфликты во взаимоотношениях родителей и детей онлайнЧитать: Виды конфликтов

Читать: Глава iv поведение в конфликте

Читать: Глава v барьеры противоборствующих желаний как основа социального конфликта

Читать: Глава vi сферы конфликтного взаимодействия

Учебник: Социальная конфликтология - Глава: Конфликты во взаимоотношениях родителей и детей онлайнЧитать: Мотивационные конфликты

Читать: Глава vii исследование и диагностика конфликтов

Читать: глава viii конфликты в переговорах

Читать: Глава ix технология разрешения и профилактики конфликтов

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Учебная мотивация детей и подростков

Учебная мотивация детей и подростков. Рекомендации для родителей - Психолог в СПб Учебная мотивация детей и подростков. Рекомендации для родителей Существует три основных причины снижения успеваемости учеников в школе.

Утренняя зарядка для детей 3 4 лет в детском саду

Утренние гимнастические комплексы для детей 3-4 года 1. Переход с одного места на противоположное от педагога - взгляд на осенние листья Упражнения без Элементы И. 1 - Ноги по ширине стопы, руки вдоль ствола.

Усыновленных детей защитили

Россия и США подписали соглашение по усыновлениям. Подписание соглашения - большой шаг вперед. На самом деле, и американская и российская стороны добивались установления внятных механизмов усыновления.

Усыновления детей оставшихся без попечения родителей

усыновления детей оставшихся без попечения родителей Людмила Игоревна Гурьева, заведующая отделом семейного устройства детей, оставшихся без попечения родител.

Усыновление детей: тонкости и нюансы

Вступительное слово Натальи Карпович: Прежде всего, спасибо большое РИА Новости и всем гражданам, которые участвуют в обсуждении такого важного вопроса, как возможность принять ребенка свою семью, быть членом семьи.

Усыновление детей: за и против

усыновление ребенка Решение взять ребенка из детдома является очень трудным множеству семейных пар. Ведь это дополнительные обязательства в вашей семье с уже появившемся малышом (пусть даже несколько месячным), это присутствия госорганов, которые следят за вашем поведением в семье и ребенком.

Усыновление детей в России — вся правда

Что такое усыновление детей в России. Какие тайны тут скрываются. Сегодня мы расскажем всю правду от усыновлении в России. Но версию мы допустим: Их Аист находит в капусте Мама и папа нужны каждому ребенку, но, к сожалению, не у всех детей они есть.

Установить родительский контроль в интернете — лучшие способы и обзоры программ — как ограничить доступ в интернет для детей!

И разные способы этого контроля предлагают все операторы «большой тройки» – и Билайн, и Мегафон, и МТС, и создатели антивирусного ПО – и Лаборатория Касперского, и AVAST, и ESET (с пятой версии), встроена эта система в настройки Windows.

Успокоительные средства для детей, Азбука здоровья

Обзор успокоительных средств для детей: растительные, гомеопатические, лучшие Беспокойный ребенок любого возраста представляет собой довольно серьезную проблему, истощая долготерпение родителей и часто раздражая окружающих.

Условия устранения страхов у детей — Библиотека — Доктор Комаровский

Предшествующие случаи страхов в подростковом возрасте говорят об отсутствии надлежащей помощи в более раннем - младшем школьном и особенно дошкольном возрасте, когда страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной, преходящий характер.

Уроки этикета: правила поведения за столом для детей

Правила поведения детей за столом. Уроки этикета и хороших манер Молодые родители не всегда серьезно относятся к советам старших в воспитании детей, а уж обучение своего малыша правилам поведения за столом считают делом десятым.

Уровень стресса у детей школьного возраста

Психологическая сущность стресса. Особенности тревожности у детей школьного возраста. Принцип анализа школьной системы Льюиса и Перки. Роль учителя в развитии уровня самовосприятия учащихся.

Упрямство и капризы детей 2-3 лет

Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Иногда встречаются жалобы только на упрямство, иногда только на капризы, а бывает на то и другое. Они могут чередоваться у одного и того же ребенка в разном возрасте.

Узнайте, почему вредно обманывать детей?

Ложь — довольно частое явление в обществе. Она может быть явной и скрытой, служить «во благо», сохранять от боли, быть защитным механизмом. О том, как и почему люди обманывают друг друга, дети узнают, когда растут и получают личный опыт общения.

У младенца кризис трех лет: признаки (упрямство, негативизм, протест, истерики), смысл кризиса у детей, примеры

Статья вышла большая и познавательная! Читаем! Мы успешно взрослеем, преодолели кризис первого года, и теперь нас ждет еще одно очень важное событие взросления! И это кризис трех лет.

У детей хотят отнять летние каникулы! Форум ЗВ

Ума палата. И это чиновник государственный. Наверно вы в курсе о подростковом тихом алкоголизме в стране?Цыфры официальные шакирующие,неофициальные ещё шокернее,собака именно в разных местах позарыта,но копать всёже надо а иначе эта вонь попрёт ещё больше.

ТУРИСТЁНОК — оздоровительный летний лагерь в Подмосковье на летних каникулах, Отдых на каникулах для детей 7-10 лет

ТУРИСТЕНОК - детский летний лагерь в Подмосковье для юных путешественников. Не покидая лагеря, ребята посетят необычные места, наполнят лето настоящими приключениями, активным и познавательным отдыхом.

Трудности работы в детском саду и особенности современных детей

Трудности работы в детском саду и особенности современных детей. Я проучилась 5 с половиной лет в педагогическом вузе на факультете психологии, 4 года на бакалавриате по специальности Практическая психология в образовании и тогда еще 1,5 года на магистратуре по специальности Психология управления в образовании . У меня был большой опыт работы с детьми как помощника психолога, я проводила диагностику с детьми по различным проблемам, сюда входило исследование психологических особенностей детей группы риска и мои исследования для курсовых - по духовно-нравственному воспитанию и тревожности, а также дипломное исследование по тревожности в подростковом возрасте.

Три четверти родителей бьют своих детей

Своих собственных детей (или детей, в воспитании которых респонденты принимают или принимали участие) физически наказывали 25% участников опроса (или примерно треть от числа имеющих опыт воспитания детей; такой опыт есть у 78% опрошенных), причем 10% сожалеют об этом, а 14% - не сожалеют.

Три ценных умения, которым нужно научить своих детей

Три ценных умения, которым нужно научить своих детей Мы учим своих детей писать и считать, развиваем их творческие способности, приобщаем к спорту, занимаемся музыкой… Мы хотим, чтобы наши отпрыски выросли умными, честными, порядочными людьми.

Тренировки ленивых детей

она сказала - я даю знания и учу, а если ребенок не хочет - это ваша работа с ним, а не моя разве это правильно? над вольной Невой правильно Всё кругом все виноваты я считаю, что тренер должен заставить ребенка пробежать кросс если он этого не хочет ( даже только потому что все дети не хотят), тренер должен заставить ребенка прыгать ну к примеру аксель, если ребенок говорит я не хочу, я не буду ( в том случае если это не прихоть, и не лень ребенка, а боязнь или самовнушение "у меня не получится") и то не заставить, а даже убедить, что это нужно, это важно, без этого не будет результата.

Тренинг взаимодействия родителей и детей «Учимся понимать друг друга&raquo

Тренинг взаимодействия родителей и детей «Учимся понимать друг друга» Рашкина Елена Алексеевна ДОУ№3 компенсирующего вида для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, педагог-психолог 2 категории.

Тревожные расстройства у детей: лечение, симптомы, причины

Тревожные расстройства у детей: лечение, симптомы, причины Тревожные расстройства характеризуются страхом, беспокойством или ужасом, который значительно ухудшает способность нормально функционировать и является несоразмерным обстоятельствам.

Тревожные расстройства у детей, Симптомы и лечение тревожных расстройств у детей Компетентно о здоровье на iLive

Некоторая мера тревожности является нормальным аспектом развития ребенка. Например, большинство детей в возрасте 1-2 лет боятся разлуки с мамой, особенно в незнакомом месте.

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> --> --> -->