Учебная мотивация детей и подростков. Рекомендации для родителей — Психолог в СПб
Учебная мотивация детей и подростков. Рекомендации для родителей
Существует три основных причины снижения успеваемости учеников в школе. Первая — ухудшение познавательных процессов (памяти, внимания, мышления), вторая – недостаточно развитая воля (произвольность), третья – низкая учебная мотивация .
Успешная, эффективная учёба невозможна без сильной учебной мотивации. Мотивация – это мощная энергия, которая питает и поддерживает учебный процесс, а также двигатель, который его запускает.
КАК ФОРМИРУЕТСЯ УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ
Основное влияние на формирование и развитие учебной мотивации оказывают родители. Важная задача для них – поддерживать у своих детей интерес к познанию мира буквально с рождения. Этому способствуют любые развивающие занятия при наличии позитивного к ним отношения. Далее – возраст « почемучек ». Трёхлетки заваливают родителей вопросами обо всём на свете, и важно отвечать на них всех. С 4-х лет знакомьте ребёнка с миром музеев, театров, рассказывайте ему с упоением и интересом о том, как устроен мир. Однако, вся излагаемая Вами информация должна быть доступна для восприятия Ваших детей, а ваш эмоциональный тон – доброжелательным (без нервов) и заинтересованный в этой беседе. Поездки в разные города и страны, экскурсии способствуют развитию желания узнавать что-то новое. Все эти вещи закладывают прекрасный фундамент, на котором сформируется учебная мотивация. Большую роль в воспитании ребёнка играет викарное научение. При викарном научение ребёнок перенимает поведение своих родителей. И в будущем, даже если он активно не принимает способы жить и действовать своих папы и мамы и у него негативное к ним отношение, в тяжёлых жизненных ситуациях он бессознательно будет копировать поведение своих родителей. Это природа человека.
Если родители хотят, чтобы их чадо хорошо и с удовольствием обучалось в школе, не нужно вспоминать и рассказывать при ребёнке что-то плохое о своих школьных годах, важно говорить о школе в позитивном ключе. Школа должна ассоциироваться у ребёнка с удовольствием от познания чего-то нового, радости от получения новых знаний, овладения новыми навыками. Родителям нужно вести себя так, чтобы стало отчётливо понятно, что всё что они вынесли из школы очень, очень пригодилось им в их жизни и в любимой профессии. Школа для этого и нужна. Для того, чтобы реализовать свои способности (математические, спортивные, эстетические, гуманитарные и т.д.), узнать много нового и интересного о мире. Без знаний, полученных в школе невозможно реализовать себя в любимой деятельности. А самых значительных высот люди достигают именно в любимом деле. Это и есть призвание!
Заметьте, как много раз я сейчас употребила слова: любимый (ое), с удовольствием, с интересом, с радостью. И это не случайно. В доме, где об учёбе, образовании, знаниях, профессии, работе, деятельности говорят такими эпитетами, у детей никогда не будет негативного отношения к учёбе, если конечно на пути у такого ребёнка не попадутся профессионально выгоревшие и некомпетентные педагоги.
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В 1-М КЛАССЕ
Весь последний год в детском саду дети готовятся к обучению в школе, воспитатели стараются сформировать самые основные навыки и дать минимальные базовые знания, без которых в современной школе сейчас не обойтись. Однако далеко не все из них задумываются о том, что основополагающих компонент успешной учёбы – желание учиться. Именно над формированием такого желания у детей должны быть сосредоточены усилия родителей и педагогов. Присмотритесь к подготовишкам в детсаду. Некоторые из них ждут, не дождутся, когда пойдут в первый класс. Их привлекает новый социальный статус – школьника, и прежде всего его внешние атрибуты: портфель, учебные принадлежности, форма, здание школы. Иногда у таких детей очень пылкое желание пойти поскорее в первый класс. Увы, столкнувшись с реальными учебными трудностями (рано вставать, подчиняться школьной дисциплине, большой разношёрстный коллектив), такие дети часто быстро охладевают к учёбе.
У кого же мотивация учиться сохраняется или возрастает? Это прежде всего организованные дети, которые привыкли к дисциплине, и нахождение в коллективе со строгим регламентом не вызывает у них ужас. Это качество называется произвольностью. Произвольность очень тесно переплетается с учебной мотивацией на протяжении всего школьного периода жизни человека. Формированию произвольности способствует режим, групповые игры по правилам, например, « казаки-разбойники », а также выполнение заданий, где нужно следовать по образцу, например, складывать пазлы, чтобы получилось, так как на образце-картинке. Произвольность формируется тогда, когда есть трудности и возможности эти трудности преодолеть. Если родители, чаще бабушки, начинают что-то делать за ребёнка, например, одевать его, они препятствуют развитию у него волевой (произвольной) сферы. Учите ребёнка справляться с трудностями, а не ждать помощи со стороны. Кроме того, произвольность невозможна без умения ставить цели. Девочка мечтает заниматься бальными танцами? Отлично. Пусть учиться ставить перед собой конкретные цели: научиться делать определённые па, занять высокое место на соревнованиях, далее идти к новым вершинам и т.д.
Поощряйте проявление инициативы ребёнка. Родители очень часто свои интересы принимают за интересы своих детей: отдают их в кружки и секции на свой вкус, а нужно учить детей самим интересоваться и ставить перед собой цели. Здесь самое большое препятствие – компьютер. Компьютер – антипод интересов, самый большой враг учебной мотивации, закрепляющий безинициативность и недисциплинированность. Приучайте ребёнка не к компьютерным играм, мультикам, виртуальным развивалкам, а к книгам, живому общению, играм с детьми, желательно ещё и во дворе.
Устойчивая учебная мотивация сохраняется и растёт также у первоклашек, для которых школа – это, прежде всего, новая и интересная жизнь. Вообще, мотивация – это то, что бурлит и кипит, толкает на деятельность, а не инертная материя. Для формирования и развития учебной мотивации важно воспринимать учёбу в школе как очень нужную, прежде всего для себя работу. Стремление получать новые знания, удовольствие от этого и понимание важности данных процессов – самые мощные компоненты учебной мотивации.
ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ
В первом классе мотивация может отличаться по своему содержанию, протестируйте, пожалуйста, своего ребёнка, чтобы определить, какой тип учебной мотивации у него преобладает. Данная диагностическая методика применяется спустя 4 мес. после начала обучения ребёнка в школе и до конца 1-го класса.
Инструкция: Попросите ребёнка взять в руки карандаши и сообщите ему, что сейчас вы зачитаете вопросы, а ответы он раскрасит нужным цветом на бланке.