Не пропусти
Главная » Развитие детей » Страхи современных детей

Страхи современных детей

Мы стремимся предупредить об опасности, вовремя «подстелив соломку». Поэтому не щадим красок, живописуя вредоносность микробов на не вымытых вовремя руках; увлекаемся подробностями истории о покусанном собакой знакомом. С удовольствием вспоминаем случай, как воришка вытащил у нас кошелек в темном переходе, или был ограблен незадачливый хозяин, открывший дверь незнакомым людям. Чем тревожнее чувствует себя взрослый в окружающем его мире, чем безграничней его страх за своих детей, тем драматичней будут его рассказы-страшилки, призванные научить ребенка избегать опасностей.

Для некоторых родителей в деле обучения ребенка навыкам безопасной жизнедеятельности актуален такой принцип: лучше перегнуть палку, чем ее не досогнуть. «Не гладь кошку — она заразная», «Не выходи за дверь один — украдут» — такие и подобные им приказные угрозы укладываются в простейшую схему: «не делай этого, а то случится то-то». Часто за устрашающими предостережениями взрослых стоит потребность не выпускать ребенка из-под своего контроля, пресечь возможные попытки опасной детской самостоятельности. Но порой бывает, что тот же механизм устрашения используется уставшим, раздраженным родителем, когда у него нет сил и времени отвлекаться на ребенка. Тогда звучат в сердцах оброненные фразы, типа: «Не спускай санки в овраг! Сейчас их дядя отберет, будешь знать!»

Подобная схема устрашения пагубна, во-первых, потому что, будучи часто используемой, подрывает веру ребенка в доброжелательность мира вокруг по отношению к нему; а во-вторых, оттого, что в ней используется мотив «когда будет плохо, вот тогда узнаешь!», внутренняя сущность которого выявляет скрытую агрессию взрослого против ребенка.

Для совсем маленьких детей подчас взрослые населяют дом опасными чужаками: в розетке живет кусачий ток, в плите — страшные огонь и газ. Из холодильника, того гляди, выпрыгнет на малыша мороз, а из-за батареи будет шпариться жар. В младенчестве ребенок, в самом деле, лучше постигает реалии жизни с помощью приема персонификации, только очень важно чувствовать грань, где кончается действительно грозящая ребенку опасность и начинается наше чувство тревоги за него. Иными словами, пошли нам Бог мудрости, чтобы мы не запугали своих детей, вместо того, чтобы привить им привычку к самосохранению.

А как решали эту проблему наши предки ? В традиционной культуре Руси жизненное пространство человека было буквально наводнено персонажами нечеловеческой природы, представителями другого мира. Кроме хорошо известных чертей, леших, водяных и домовых, в которых всерьез верили взрослые, был целый класс существ, которыми «полыхали», тот есть пугали детей, главным образом для того, чтобы оградить их от опасных действий. Это и дед Бабай из колыбельных песен, забирающий детей, которые отказываются спать; и Бука, живущий в сарае; и сердитая Полуденница, из-за которой лишний раз боязно отправляться в огород одному, без взрослых.

Что ни говори, а фольклорные образы поэтичней тех, что заняли их место сегодня. Прислушайтесь, что срывается с уст современных родителей, отчаявшихся призвать ребенка к порядку иным способом: «Будешь так себя вести, приедет милиция», » Смотри, в больницу попадешь!» или » Ну все, сейчас тебя в садик отведу!» Все эти фразы-страшилки выдают не только бессилие взрослого перед детским капризом, но ограниченную рационалистичность средств воздействия на ребенка. В своих угрозах родитель продолжает оставаться в рамках, очерченных прагматикой бытового содержания. Отсюда не бог весть какие по остроумию и наполненности образы персонажей-вредителей: стража порядка, врача, воспитателя, — а то и целого лечебного или образовательного учреждения.

Наши «наивные» предки учили детей бояться всякой нечисти, а мы с вами, сами того не понимая, прививаем им страх перед общественными институтами, органами власти и самой государственностью. Так кто же из нас мудрее и глубже? При всем кажущемся невежестве народная традиция «пужания» была намного гуманистичней и сочувственней по отношению к ребенку, ведь любого «страшного» персонажа при желании можно представить себе как угодно; сила воображения всегда побережет хрупкую психику и не станет настаивать на очень уж страшном образе. Поэтому злой и вероломный Бабай, живущий лишь в воображении, подчас лучше облеченного в плоть и кровь реального дядьки-контролера или дворника, который «сейчас тебя в мешок положит». (Список уважаемых профессий можно продолжить, ведь кого только не привлекут горе-родители к роли устрашителей детей!)

То же касается и литературных персонажей: Бабы Яги, Кощея, Бармалея, — еще бытующих в «устрашительном арсенале» современных бабушек. В наше время, когда сказки детям чаще читаются, а не рассказываются вживую, многие страшные образы (ведьмы, колдуна, дракона) получают слишком уж конкретную визуализацию, благодаря книжным иллюстрациям. Если картинка в книжке выполнена чересчур реалистично, например, колдунья у художника вышла действительно очень страшной, злой и коварной, — то детскому воображению уже некуда деться от такого навязанного образа. Тогда единственное, что, действительно, остается, это — страшиться. И еще неизвестно, хорошо ли, когда наши дети бесстрашно заявляют нам, что они нисколечко не бояться этого звериного оскала и развевающихся рыжих косм: ведь мы не знаем, какую панцирную броню пришлось им нарастить в своей душе для этого?

Страхи современных детейНельзя оберегать ребенка от знакомства со страшными персонажами наших сказок, как и вообще с образами сил тьмы, потому что ждущей детской душе очень важно прочувствовать идею борьбы добра со злом. Но будет лучше, если образ того или иного героя будет не «проштампован» книжной картинкой, а соткан собственным воображением ребенка. Поэтому многие педагоги советуют чаще не читать, а рассказывать детям сказки, ведь темп, эмоциональность и стилистика речи при чтении и при рассказывании значительно отличаются друг от друга, и по-разному воспринимаются слушателем. Это, разумеется, не отменяет традиционного чтения книг, только очень важно, какими — не только по качеству, но и по содержательной идее — они сопровождены иллюстрациями.

Ребенок трех-пяти лет переживает так называемый возраст сказок, когда бурно развивается воображение, и маленький человек уже научается различать и переживать оттенки различных чувств. В это время именно сказки должны занять главенствующую позицию во всем объеме читаемого и рассказываемого ребенку. Им стоит отдать предпочтение перед, скажем, познавательными статьями детской технической энциклопедии или сугубо литературными сюжетами современных авторов. Кроме пищи для души и воображения, сказочные образы могут сослужить хорошую службу и в охранительных целях. Скажем, объясняя ребенку, почему нельзя открывать дверь посторонним, глупо было бы запугивать его бандитами или грабителями. Разумнее поступила бы мать, вспомнив сказку «Три поросенка» или про волка и семерых козлят.

Возраст сказок совпадает у детей и с периодом страхов. Чем старше ребенок, тем палитра его страхов разнообразнее: трех-пятилетние дети боятся темноты, замкнутого пространства (например, лифта или туалета, особенно дачного, с «очком»); они могут бояться пожаров, войны, всяких правонарушителей (воров, преступников). Известно, что дети времен холодной войны боялись президента Соединенных Штатов Рональда Рейгана — как персонификацию сил зла, совсем не видя в нем реального политического деятеля.

Нашим детям свойствен страх одиночества, им знакомо чувство боязни потери или смерти родственников, развода родителей. Дети могут бояться заразиться какой-нибудь болезнью или куда-то опоздать. Все эти страхи, не будучи чрезмерными, совершенно закономерны и нормальны для созревания детской психики. Большинство страхов этого возраста, по мнению психологов, сводится к базисному и фундаментальному страху смерти. Страху, естественному для человека, который необходимо прочувствовать и пережить.

Как можно убедиться, взрослеющему ребенку и так находится, чего побояться в современном ему мире и без наших подсказок. Так что пугать, даже в целях его собственной безопасности, ребенка-дошкольника совсем не так рационально и оправданно, как, допустим, годовалого.

Вообще говоря, хорошо бы никому и в голову не приходило запугивать детей, чем бы и кем бы то ни было ни в охранительных, ни в назидательных целях. Но в арсенале родителей существует еще один жанр угроз — это предупреждение о грядущем наказанием за провинность, когда мы собираемся лишить ребенка какого-нибудь удовольствия. И тут следует разобраться в том, как мы чаще всего формулируем наши угрозы, коль скоро мы к ним все-таки прибегаем. Отказывая ребенку в чем-нибудь приятном для него, мы остаемся в рамках повседневного быта, когда родитель говорит: тогда не куплю мороженое, не пойдем на аттракцион, не стану читать тебе книжку.

А ведь неблаговидное поведение ребенка может огорчить не только маму с папой, но и какое-нибудь симпатичное существо, например, феечку, домового или гномика. Этот гость обычно приходит к малышу, но, скорей всего, в этот раз не явится. Тогда родитель может снять с себя функцию вечно карающего органа власти и объяснить, что чудесный помощник и друг ребенка точно так же рассержен и недоволен: «Когда дети так скверно поступают, то Чудесный Друг не приходит. И уж, конечно, нечего ждать от него подарков». Сделав своими активными помощниками различных персонажей из мира фантазии и выдумки, современная родительская культура может значительно обогатиться.

А еще маме всегда стоит посвящать ребенка в те эмоции, которые она испытывает в ответ на его неблаговидные поступки.

И тогда не придется прибегать к более «крутым» методам воздействия: угрозам, наказанию и устрашению.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Страхи у детей с аутизмом

Легко возникающие страхи и повышенная тревожность, затрудняющие активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, характерны для многих нарушений психического развития.

Страхи у детей от 3 до 7 лет, Женский клуб

Детские страхи нередко кажутся взрослым смешными и несерьезными. Однако их надо вовремя распознать и «вылечить», чтобы они не превратились в настоящие кошмары.

Страхи у детей дошкольного возраста: причины, как помочь

Страхи у детей: как избавить дошкольников от переживаний Большинство малышей, детей дошкольного и школьного возраста, подростков проходят все этапы взросления, сталкиваясь с естественными страхами.

Переходный возраст — эффективное решение проблем переходного возрасту у детей

Начиная где-то с 12 лет, чадо меняется на глазах. Ребенок все чаще убегает из дома к друзьям, закатывает скандалы, не реагирует на просьбы и наставления старших, становится более обидчивым и даже агрессивным.

Страхи у детей дошкольного возраста – причины, коррекция

Как показывают многочисленные исследования, в большинстве своем взрослые фобии формируются в детстве, в том числе самом раннем. Страхи у детей – нормальная реакция на настоящую или вымышленную угрозу.

Страхи у детей — психолог Шамова Елена

Темнота, бабайка, волки Откуда у крох берутся страхи Тревога, беспокойство и страх - такие же важные проявления нашей психики, как например гнев, удивление или радость.

Страхи у детей — ночные страхи, страх смерти, страх темноты

Страхи у детей ; это ощущение тревоги и беспокойства, развивающиеся в ответ на воображаемую или реальную угрозу жизни. Детские страхи обычно возникают вследствие психологического воздействия взрослых (родителей) или самовнушения.

Страхи у детей — как с ними бороться, Дети нашего времени

Людей, которые ничего не боятся, нет. Просто кто-то научился перебарывать страхи, а кто-то ; скрывать их. Взрослый сознательный человек сможет справиться с той или иной фобией.

Страхи у детей

Страхи у детей. Причины детских страхов. Лечение детских страхов Каждый человек в своей жизни испытывал чувство страха. Страх как сильная эмоция является следствием инстинкта самосохранения.

Переходный возраст — Стихи, рассказы, истории — Мамин клуб — ПочемуЧка — Сайт для детей и их родителей

Дочка очень изменилась, Грубовата, мне дерзит, Дома только ор стоит. Словно кактус, вся в иголках И кусается так колко. Замечания все мои Принимает во штыки. За компьютером сидит, Подходить нам не велит И в контактах до утра Целый день сидит она.

ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ — Детям и про детей

Вы пережили полуночные кормления, с достоинством выдержали перепады настроения двухлетнего малыша и стойко сопротивлялись его нежеланию идти в школу. Тогда почему же само слово «подросток» вызывает у вас неподдельное беспокойство и серьезные опасения? Если вспомнить о том, что переходный возраст ; это период интенсивного физического и интеллектуального роста и стремительного взросления, вполне понятно, что для многих семей это период становится временем волнений и эмоциональных потрясений.

Страхи родителей за детей

Добрый день, уважаемые читатели. Мы с Вами уже говорили о детских страхах, и почитать о них можно здесь. Но, ни для кого не секрет, что родители (особенно мама) и дети очень тесно связаны эмоционально.

Первое сентября в школе для детей и родителей: стресс, причины тревоги, консультации психолога, семейная психотерапия

Какие мысленные ассоциации у вас возникают при произношении слова «сентябрь»? Думаю, что мысли о школе, первом учебном дне, уроках, грусти окончания лета и круговерти осеннего танца ярко-желтых листьев.

Страхи и фобии у детей: причины, лечение, симптомы, признаки

Страхи и фобии у детей: причины, лечение, симптомы, признаки Время от времени каждый ребенок испытывает чувство страха. По мере исследования подростками окружающего мира, обретения нового опыта и противостояния новым сложным проблемам беспокойства и опасения являются практически неизбежной частью процесса взросления.

Страхи и тревожность у детей дошкольного возраста, коррекция

Страхи и тревожность у детей дошкольного возраста, методы коррекции Повышенная тревожность и страхи у детей дошкольного возраста (4-7 лет) ; явление довольно распространенное не только в современном обществе, но и на протяжении всего развития человечества.

Патронаж грудных детей, Услуги медицинских сестер и сиделок

Под патронажем грудных детей подразумевается своего рода контроль и наблюдение за тем, в каких условиях живет ребенок и должное ли внимание родители уделяют его развитию и уходу за ним.

Страхи и тревоги у детей — коррекция и лечение детских страхов в центре «Алвиан&raquo

Тревога и страх естественные человеческие эмоциональные переживания. Основная их функция обеспечивать самосохранение, предупреждая человека об опасности, помогая верно ориентироваться в окружающей действительности (например, от провала на экзамене в летнюю сессию, от возможного пожара в доме, от риска быть сбитым автомобилем при переходе улицы или от укуса чужой собаки и т.п.). Тревога и страх почти всегда сопутствуют друг другу: появляясь в виде неясного предчувствия чего-то плохого , тревога может легко трансформироваться в страх чего-то конкретного, а пережитое фобическое состояние может сохранять свой след в виде постоянного тревожного ожидания повторения страха и т.п. Детские страхи при квалифицированной помощи хорошо поддаются психологической коррекции! Страхи у детей невероятно разнообразны.

Страхи детей старшего дошкольного возраста и их коррекция с помощью техники песочной терапии, Мир Психологии

Страхи детей старшего дошкольного возраста и их коррекция с помощью техники песочной терапии Опубликовано пн, 16/04/2012 - 12:41 пользователем Стенюшкина Т.Н. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности.

Страхи детей младшего возраста

Детская тревожность и страхи: особенности, причины, преодоление Опубликовал: админ в Дети, Развитие-04-06 0 30 Просмотров Боязнь темноты или грозы, страх остаться одному или вступить в дружеские отношения со сверстниками, фантазии на тему монстров и чудовищ, живущих в шкафу или под кроватью – все это распространенные страхи детей младшего возраста , которые взрослые часто высмеивают и за которые стыдят.

Страхи в шкафу»: боязнь темноты у детей — Мамин клуб

Примерно 89% малышей в возрасте от трех до восьми лет страдают болезнью под названием ахлуофобия, то есть страх темноты, у детей причины этого расстройства могут быть самые разные.

Памятка для родителей по подготовке детей к школе

Готовность к обучению в школе - это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

Страх темноты у детей: причины, следствия, решения

14 декабря 2015 . Раздел Разное Маленькие дети впечатлительны. Они с радостью познают мир, что-то в этом мире их радует, а что-то пугает. Зачастую эти страхи легко излечимы, но если страх пустит глубокие корни в душе ребенка, это сильно помешает ему в дальнейшей жизни.

Страх темноты у детей: причины, группы риска, способы борьбы

Страх темноты у детей — это состояние, с которым сталкиваются многие обеспокоенные данным фактором родители. Капризы у малыша очень часто имеют веские на то основания, если речь идет о серьезных нарушениях в эмоциональном восприятии окружающего мира ребенком.

Отцы русской православной церкви о наказании детей, В гостях у Мэри Поппинс

Онлайн-журнал для родителей об обучении, воспитании и развитии детей. Отцы русской православной церкви о наказании детей: «Люби детей своих и наказуй…» "За что наказывать детей? Допустимы ли физические наказания детей? Где золотая середина между излишней строгостью и непростительной мягкостью в воспитании детей? Как сделать воспитание действенным?" - вот вопросы, которыми задавались отцы русской православной церкви в прошлом, и которыми продолжаем задаваться мы сегодня.

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> --> --> -->